«Коппелию» часто называют «последним французским романтическим балетом». Великий хореограф Джордж Баланчин когда-то сказал, что «если «Жизель» признана величайшей трагедией в истории балета, то «Коппелия» — величайшая балетная комедия». В основе балета – произведение Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Песочный человек».
Премьера балета «Коппелия, или Девушка с эмалиевыми глазами» состоялась 25 мая 1870 года в Парижской опере. Это событие стало рубежным в творчестве Делиба. Композитор начал работать над балетом в 1869 году. К этому времени он уже проявил свой талант, написав музыку дивертисмента к балету Адана «Корсар» и создав «Сильвию», которой позднее восхищался Петр Ильич Чайковский.
Балет «Коппелия» был написан по либретто Шарля Луи Этьена Нюитера, известного французского либреттиста и писателя, многолетнего архивариуса Парижской оперы, автора текстов многих опер и оперетт, в частности оперетт Оффенбаха. В работе над либретто «Коппелии» принял участие и инициатор создания балета, хореограф Артюр Сен-Леон.
Показы «Коппелии» в авторской версии хореографа Александра Сергеева в июле 2024 года – самая ожидаемая балетная премьера 241 ого сезона в Мариинском театре.
По замыслу создателей новая «Коппелия» призвана стать семейным спектаклем, веселым и понятным для детей, а также любопытным для взрослых.
Комический сюжет с тонким юмором в новой постановке не изменили, но перенесли из 19 века в 20й. Характерные шляпы-конотье, белые туфли, клетчатые пиджаки и юбки солнце-клеш говорят о том, что события произошли где-то в конце пятидесятых годов.
Коппелиус в новой постановке Мариинского театра – вовсе не пожилой мастер кукольных дел. Это молодой, красивый человек, желающий иметь власть над миром. Его отрицательное обаяние невозможно не почувствовать. Он – кукловод, проводник между двумя мирами. Поэтому его партия сочетает в себе черты как классической, так и неоклассической хореографии.
Коппелиус — гениальный инженер. Вместо волшебства в спектакле – чудеса техники. Все магические явления в сюжете на самом деле всего лишь плод конструкторских талантов Коппелиуса. В том числе и специальная машина для перемещения душ. «Коппелиус – не только кукольник, он еще и кукловод, — замечает Александр Сергеев. – Он наблюдает за всем происходящим, регулирует действие, подталкивает к тому, чтобы что-то произошло или не произошло. У него всегда все идет по плану. Но не в этот раз. А главный герой у нас – Сванильда. Она борется за человеческие чувства и побеждает».
Отдельного внимания заслуживают и характерные танцы в новой «Коппелии». В партитуре присутствуют испанский танец, жига, чардаш, мазурка. «Я поставил себе задачу обновить народные танцы в плане языка, — продолжает Александр Сергеев. – Копнул чуть глубже чардаш и мазурку. Нашел элементы, которые не так часто используются в балетах. Общался со специалистами по народно-характерному танцу, кое-что подсмотрел у народников. Все танцы, и характерные, и классические очень сложные. Для меня было важно, чтобы артистам нравилось их исполнять».
Художником по декорациям и костюмам в новой «Коппелии» выступает выпускник лондонского Центрального колледжа искусства и дизайна Святого Мартина Леонид Алексеев. В Мариинском театре он уже оформлял балет «Двенадцать», представленный в 2022 году.
«Работу над Коппелией мы начали с разбора сюжета, — рассказал Леонид. – И первой мыслью было обратиться к тексту Гофмана. Это же хоррор, наполненный детскими страхами, любовной драмой. Но в балетах, — а я посмотрел, наверное, все «Коппелии», существующие в мире, — Гофмана почти нет. И нет сказки. Я предложил добавить в сюжет элементы сказочности. Наш Коппелиус стал волшебником. Создание кукол лишь часть его большого плана: он хочет оживить неживое, а это классический сказочный ход. Магия никогда не имеет однозначной оценки. Волшебство – это не хорошо и не плохо, но во всех сказках есть за него расплата. Дом нашего Коппелиуса – это магазин игрушек, средоточие тайн. Из этого дома он наблюдает за людьми и строит свои планы. Он сразу заметил, что в паре Сванильда – Франц что-то не так. Один любит, а другой, скорее, позволяет себя любить. Кто-то целует, а кто-то подставляет щеку. Франц ведет себя не так. Он словно отстранен. А в сказках всегда что-то происходит не так: заглянул не в ту дверь, съел не тот пирожок – и вот, ты становишься частью чуда. Так Франц стал частью чуда». «Для нас была важна атмосфера города, — продолжает художник, — и появились персонажи, ее создающие: продавщица лимонада с высокими графинами, мороженщик, шарманщик с попугаем. Горожане решены в цветах макаронов: все пастельное, светлое – идиллия. Волшебные очки Коппелиуса – из Гофмана. «Песочный человек» — это про глаза, про видеть сны. В очках мир Франца меняет цвет. Коппелия кажется ему реальной, а Сванильда теряет краски, становится блеклой, и Франц перестает ее видеть. Сванильда борется за свою любовь. Она залезает в дом Коппелиуса. Это тоже сказочный ход: я войду в стан врага, притворюсь, что я на этой стороне, и мне больше откроется. Мы постарались создать красочное оформление в духе середины 20 века. Место действия перенесли в выдуманный, фантазийный город, но с приставкой «ретро». Большую роль в создании спектакля также сыграли художник по свету Константин Бинкин и художник по видео Игорь Домашкевич. Без них это действо было бы невозможно».
Важнейшую партию Коппелиуса исполнил Константин Зверев. Великолепная техника, легкость исполнения сложнейших элементов, бесспорный кураж – Коппелиус в этот вечер стал кумиром зрителей и частенько срывал аплодисменты. Умный, коварный злодей, обладающий неотразимым обаянием. БОльшим успехом пользовались разве что танцующие котята, – но это совершенно заслуженно! – и обаятельнейший медведь с головокружительными пируэтами, а так же команда пожарных.
Балерине Марии Ширинкиной очень подошла, на мой взгляд, роль игривой и озорной Сванильды. С явным удовольствием партию куклы Коппелии исполнила Анастасия Лукина, так всем напомнившая Суок из «Трех толстяков».