В декабре 2023 года Виктория Дьякова была награждена «Золотым дипломом Якова Брюса» за многолетнее сотрудничество с издательским домом «Чудеса и приключения». Очень рада! Большое спасибо!
Это почетный знак журналисткого признания. «Золотой диплом» учрежден в память о выдающемся государственном деятеле и крупном ученом 18 века Якове Брюсе – ближайшем сподвижнике императора Петра Великого. Он вручается наиболее активным журналистам и публицистам, сотрудничающим с издательским домом «Чудеса и приключения», которые отличились на творческом и просветительском поприще, способствуя распространению знаний об истории нашего Отечества.
Также в декабре 2023 года в газете «Литературная Россия» опубликована статья Виктории Дьяковой, посвященная показу в Мариинском театре оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева в постановке Андрея Кончаловского.
Сергей Сергеевич Прокофьев работал над оперой почти двенадцать лет. Её первоначальный план возник летом 1941 года, когда началась Великая Отечественная война. Исполненный желания внести свой вклад в дело защиты Родины, Прокофьев работал без устали. Ему помогала вторая супруга и либреттист Мира Мендельсон-Прокофьева. За несколько месяцев они создали большую часть произведения. В последующие годы опера расширялась, дополнялась новыми картинами и эпизодами. К 1943 году работа была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1945 года. 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части «Войны и мира», начальных восьми картин. Конечно, вся обширная галерея действующих лиц и судьбоносных событий, описанных в гениальном романе Толстого, не смогли уместиться в оперу. Сергей Сергеевич и Мира Александровна отобрали те эпизоды, которые давали наиболее благодатный материал для создания музыкально-драматической коллизии, выделили узловые моменты сюжета.
Опера «Война и мир» – произведение, поражающее грандиозностью замысла, монументальным масштабом. Более двухсот участников заняты на сцене, к спектаклю было сшито около тысячи костюмов. Сложнейшие декорации спектакля весят более 60 тонн.
В дневном спектакле 26 ноября в первую очередь хочется отметить сопрано Наталью Павлову – она исполняла партию Наташи. Её трактовка образа показалась мне очень трогательной – в юной графине чувствуется и детская непосредственность, и доверчивость и игривость. И та глубокая нравственная стойкость, что называется, корнями вросшая в русскую землю.
Элегантен, полон достоинства князь Андрей в исполнении Владимира Мороза. Его «прекрасной выделки лирический баритон», «кавалерийский баритон с «европейскостью» звука, как отмечала не раз пресса, покоряет с первой же сцены в Отрадном.
Хочется отметить дебют Дмитрия Демидчика в партии Пьера Безухова. Его Пьер был настолько органичен и близок нашему сложившемуся представлению об этом герое, что на какое-то время даже казалось, что вовсе не сидишь в зале, а присутствуешь в гостиной рядом, когда он утешает Наташу или даёт отповедь зарвавшемуся Курагину.
Также хотелось бы выделить партию Долохова, блестяще исполненную Глебом Перязевым. Глядя на Глеба и иных артистов на сцене в военных мундирах начала XIX века, невольно вспомнилось из мемуаров, как Михаил Илларионович Кутузов на обеде с дочерьми и их мужьями-офицерами заметил: «Эта новая форма создана для вас, молодых, а мы старики, так …» И конечно, бессмертное и любимое из Марины Цветаевой: «Вы, чьи широкие шинели / Напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели / И голоса, и чьи глаза, как бриллианты, на сердце вырезали след – / Очаровательные франты Минувших лет!». Посвящение героем 1812 года.
«В спектакле я выступаю около пяти лет, – рассказал Глеб Перязев в коротком интервью. – Бесспорно, Сергей Сергеевич Прокофьев – это один из величайших наших композиторов. Он оставил огромное музыкальное наследство, его гениальность проверена временем. Музыку Прокофьева всегда отличает невероятная глубина. В частности, вальс из второй картины – это я считаю, один из самых красивых вальсов, которые я когда-либо слышал. Постановка Андрона Кончаловского – поистине шедевральный спектакль, – продолжает Глеб. – Даже опытные театралы, которые смотрят спектакль впервые, испытывают потрясение, что называется “культурный шок”. Именно так и должно выглядеть оперное искусство – когда зритель выходит, не просто обсуждая, мол, вот то-то хорошо, а вот то-то плохо, а шокированный, с детской улыбкой на устах. Вот это – по-настоящему.
Масштаб постановки, её роскошь в костюмах, в декорациях, в количестве людей на сцене, – нам помогают наши курсанты дорогие в массовых сценах, – всё это производит огромное впечатление. И возможности Новой сцены только усиливают эффект. Это и размер сцены, и освещение, и спецэффекты. Даже количество гримёрок позволяет сделать так, что большое количество солистов могут чувствовать себя комфортно и заниматься творчеством, не отвлекаясь на бытовые неудобства. Опера удивительным образом раскрывает возможности артистов; новый зал с его акустикой позволяет показать тончайшие красоты прокофьевской музыки. Я сам был потрясён, когда впервые увидел этот спектакль. Тем, кто впервые идёт в оперу, надо смотреть “Войну и мир” в постановке Кончаловского, чтобы полюбить оперу навсегда.
Что касается моего героя, – продолжает артист, – то, безусловно, у Толстого – это персонаж спорный. Я перечитывал его характеристики в романе. “Настоящие разбойники они, Курагин и Долохов”, – пишет автор. Однако в опере всё немного упрощено. Курагин – это беззаботный тенор, который живёт только развлечениями и утехами, а Долохов – очень разумный, строгий воспитатель. Одним словом, это пара молодых людей, которые пользуются своей привлекательностью, а заодно раздражают всех вокруг. Потом начинается война. Она ломает жизнь и этих героев. Но в опере это не показано. В войне Курагин не появляется ни разу, а Долохов только один раз появляется в финале. Основная сцена этих персонажей – пятая, когда идёт подготовка к “похищению” Наташи. В этой сцене они – воплощение молодости и беззаботности, они не очень думают о том, что будет после. У меня, во всяком случае, такое ощущение».
Также в декабре 2023 года вышел в свет четвертый заключительный номер журнала «На русских просторах». В журнале опубликована статья Виктории Дьяковой, посвященная юбилею величайшего дирижера – Евгения Мравинского. 120 лет со дня рождения!
Евгений Александрович Мравинский родился в Санкт-Петербурге 22 мая (4 июня) 1903 года в дворянской семье. Его ближайшими родственницами, тетушками, были известная революционерка Александра Коллонтай и сопрано Мариинского театра Евгения Мравина. Дед по отцовской линии – военный инженер, генерал-майор. Он участвовал в обороне Петропавловска – Камчатского в 1854 году. Отец Александр Константинович, выпускник Императорского училища правоведения, состоял членом консультации при Министерстве юстиции, служил окружным юрисконсультом военно- окружного совета Петроградского военного округа, имел чин тайного советника (генерала). Мать Елизавета Николаевна происходила из дворянской семьи Филковых. Она была большой поклонницей театра и музыки.
Евгений был единственным сыном в семье. Так получилось, что Елизавета Николаевна узнала о том, что станет матерью, находясь в Венеции. Она
всегда считала, что сама судьба распорядилась так, чтобы ее сын посвятил себя прекрасному.
С шести лет родители начали обучать Евгения игре на фортепиано, его всегда брали на симфонические концерты, у семьи был постоянный абонемент в Мариинский театр.
Семья проживала недалеко от театра в большой квартире на Средней Подъяченской улице, и Евгений, возвращаясь из гимназии, нередко заглядывал на репетицию к тетушке.
Природа сильно занимала мальчика. И в свободное время он с
ближайшими друзьями по гимназии уезжал в пригороды Петербурга с сачком, чтобы изучать окружающий мир.
Революция 1917 года положила конец прежней жизни. Умер отец. По одной из версий он был застрелен на улице. Вместо большой
квартиры с анфиладой комнат семья вынуждена была ютиться в крохотной комнатке в коммуналке. Нищета, голод. Елизавете Николаевне с трудом удалось устроиться в Мариинский театр швеей.
После смерти отца молодой Мравинский начал работать за кулисами Мариинского театра в качестве репетитора балета. Изучение природы по-прежнему влекло его, и он поступил в университет для изучения биологии. Но потом оставил естественные науки. Юноша поступает в Ленинградскую консерваторию, куда его приняли благодаря рекомендации Александры Коллонтай, так как классовое происхождение будущего дирижера было неподходящим.
В 1938 году, одержав блистательную победу на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве Мравинский был назначен приказом комитета по делам искусств при Совете Народных комиссаров СССР руководить оркестром Ленинградской филармонии.
«Мне вспоминается, что я начал с введения строгой
дисциплины, — записал позднее Мравинский. – Вначале это не всем нравилось. А музыканты – народ с юмором. И надо было обладать
выдержкой, чтобы не растеряться и настойчиво утверждать свои принципы в работе. Понадобилось время, чтобы мы полюбили друг
друга».
Коллектив Ленинградской филармонии в то время действительно был непростой, строптивый. Трудно было представить, что именно Мравинский проработает с этим
оркестром более пятидесяти лет.
Филармонический оркестр – старейший музыкальный коллектив страны, ведущий свое происхождение от придворного симфонического оркестра. Богатые традиции, высокий класс, отборные музыканты. Солисты оркестра, — все сплошь профессора консерватории, — по сути, взяли управление оркестром в свои руки. Ни
один из дирижеров, а их сменилось немало, — Бердяев, Мальков, Гаук, — в оркестре долго не работали, уходили. И вот пред очи такого коллектива является 35 летний Мравинский.
Репетиции скорее напоминали схватки дирижера с оркестром. В перерыве Мравинский уходил в дирижерскую комнату и даже плакал, не в силах сдержать обиду. Но позиций не сдавал. Ему было недостаточно встать наравне с оркестром. Он должен был показать, кто здесь хозяин. Не потому, что хотел власти, а только сделав
оркестр своим инструментом, он мог добиться единственно верного с его точки зрения звучания.
Много позже, один из учеников Мравинского, был очень удивлен, застав маэстро с лупой, изучающим партитуру сотни раз
игранной им симфонии. «Смотрю, не пропустил ли какой-либо точки», — пояснил дирижер.
Кроме того, в журнале опубликованы рецензии Виктории Дьяковой на новую постановку Мариинского театра – оперу «Демон» Антона Рубинштейна с Глебом Перязевым в главной партии. И на премьерную постановку Михайловского театра – балет Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей».