Статья об Олеге Николаевиче Ефремове

Статья об Олеге Николаевиче Ефремове

В июле 2019 года вышел в свет четвертый номер журнала «Темные аллеи». В журнале опубликована статья Виктории Дьяковой, посвященная отмечаемому «Году театра». В статье рассказывается о жизни и творчестве выдающегося мастера сцены и кино Олега Николаевича Ефремова.

Олег Ефремов по праву считался всенародным любимцем. Лицо Ефремова на экране завораживало, от него трудно было отвести взгляд. Всем памятны волшебные кадры из фильма «Три тополя на Плющихе», когда Ефремов взят крупным планом – он смотрит в камеру, сквозь дождь, задумавшись о чем-то своем под чудную музыку Александры Пахмутовой. «Отца невозможно разделить на актера, режиссера, человека — он одно целое, — считает сын актера Михаил Ефремов. – Все вместе составляло его феномен».

Олег Николаевич Ефремов родился в Москве 1 октября 1927 года. В семье Николая Ивановича, бухгалтера по профессии, и Анны Дмитриевны Ефремовых.

Олег с детства увлекался театром. По воспоминаниям Николая Ивановича вместе с двоюродным братом «они постоянно играли в театр – вырезали из бумаги кукол, делали какие-то простые декорации». Олег нисколько не сомневался, что станет актером.

«Мы все бредили МХАТом, — вспоминал Олег Николаевич. – каждый из нас как бы примеривался стать одним из тех, кто тогда блистал на сцене. Все интересы пересекались на театре. Ничего другого в жизни не было. Был свой мир. Подтексты этого мира мы тогда не знали. Нам внушали сверхсерьезное отношение к искусству театра. И мы этим жили».

Однако мечты мечтами, но «подтексты» проявились вскоре – после окончания Школы-студии МХАТ в 1949 году Олега Ефремова в Художественный театр … не взяли.
Олег Николаевич получил приглашение в Центральный детский театр. Он дебютировал на сцене в роли Володи Чернышева в пьесе В. Розова «Ее друзья».

На киноэкран Ефремов ворвался со знаменитой фразой «Эй! Герои будущие – выходи!» в кинофильме «Первый эшелон». Это был 1955 год, целину еще только начали покорять, тема была современная.

Снимали фильм в казахских степях, далеко от цивилизации, но актеры от этого заиграли только лучше. В фильме с Ефремовым снималась юная актриса Нина Дорошина.
Второй яркой встречей на экране стала для Ефремова работа с Татьяной Васильевной Дорониной в фильме «Три тополя на Плющихе» в блестящей постановке Татьяны Лиозновой и «Еще раз про любовь», где Татьяна Васильевна сыграла Наташу, «лучшую девушку Москвы и Московской области».

Едва окончив Школу-студию МХАТ, Олег Ефремов сразу же начал преподавать в ней – в том же 1949 году. Он стал ассистентом на курсе А.М. Карева.

Многие российские театральные мэтры 20 века вышли из-под ефремовского крыла. «Олег Павлович Табаков всегда называл его «мой учитель», — вспоминает Анастасия Ефремова. «Я жалею, что я у него не учился, — делился в интервью Александр Калягин. – Но кто помнит первый «Современник» они все пытались походить на Ефремова. И Кваша, и Олег Павлович. Это же невероятный магнетизм его личности, большое влияние педагогическое».

Первым названием будущего «Современника» стало «Студия молодых актеров», в нее входили студенты Школы-студии МХАТ и ее выпускники – молодые актеры московских театров. Студенты Олега Ефремова — Г.Волчек, И. Кваша, Е. Евстигнеев, О. Табаков, Л. Толмачева. У Ефремова всегда было поразительное чутье на актеров.
Мечту о новом театре Олег Николаевич вынашивал годы. И он сам вырастил команду, которая должна была стать стержнем нового театра.

Театр-студия «Современник», — так до 1964 года называлось ефремовское детище, — громко заявил о себе в 1956 году спектаклем по пьесе В. Розова «Вечно живые». Спектакль поставил Олег Ефремов, и он же сыграл в нем главную роль Бориса Бороздина.

«Современник» явился первым театром за долгое время в театральной истории, рожденным не сверху, а снизу, по инициативе не высокого начальства, а «творческих масс».
Новый театр «Современник» сразу стал рупором своей эпохи. Умение Ефремова найти материал, свежесть трактовок – все это сделало театр лучшим в стране.

В 1970 году Олега Николаевича пригласили возглавить МХАТ – сбылась мечта его юности «въехать, как он выражался на белом коне» в легендарный театр Станиславского и Немировича-Данченко.

В это время МХАТ пребывал в кризисе, терял зрителей. Всем рулили старики, так называемое коллективное руководство, Главного режиссера давно не было, никакой вразумительной репертуарной политики не проводилось.

Коллектив МХАТа был огромен – более сотни актеров, из которых чуть не половина годами не выходила на сцену. В то время как в «Современнике» по уставу состояло на службе не более тридцати человек.

Вся труппа была разделена на группировки, которые бесконечно враждовали между собой. Со всем этим надо было что-то делать.
Ефремов поговорил с каждым из актеров. «После этого, — по замечанию искусствоведа А. Смелянского, – он чуть с ума не сошел. Это был настоящий террариум. Все ненавидели всех».

Артистам своего театра «Совеременник», задуманного когда-то как «свежая кровь» для МХАТа, Ефремов предложил влиться во МХАТ полным составом, создав филиал.
В «Современнике» не поверили, обиделись. 7 сентября 1970 года артисты «Современника» написали мхатовцам письмо, в котором говорилось: «Мы отдаем вам самое дорогое, что имели, нашего Олега Николаевича, с которым прожили пусть недолгую, но наполненную жизнь в искусстве. Мы надеемся, что вы будете уважать и ценить его».
Только небольшая группа актеров во главе с Евгением Евстигнеевым и Олегом Табаковым последовала тогда за мэтром. Олег Николаевич пригласил в театр Александра Калягина, уговорил перейти из БДТ И. Смоктуновского и О. Борисова, вернул из театра Маяковского Татьяну Васильевну Доронину.

Раздел МХАТа в 1987 году обернулся всесоюзным скандалом. Однако сам Ефремов считал это решение «наиболее гуманным». «Он был намерен уничтожить Художественный театр, — считает Татьяна Доронина. – Я уверена, это была не его собственная идея. Она родилась не в его голове. Он служил лишь проводником. Это была идея людей, которые стояли за его спиной, чиновников от театра».

«Отец говорил, что театр не может стать учреждением, — замечает сын режиссера Михаил Ефремов. – С таким количеством актеров театр пропадает, его нет, просто фабрика какая-то. Так что идея была правильная».

Театр раскалывался на глазах. Интриги, обиды, ссоры – все всплыло на поверхность. Татьяна Доронина обвинила Ефремова в том, что он просто «выбрасывает стариков на помойку». «Дать театр – это на помойку? – удивляется Анастасия Ефремова. – Кто бы дал Дорониной театр, если бы Ефремов все это не позволил? Ему предложили по этому случаю выпустить специальный циркуляр, по которому он сможет уволить «балласт». Но он отказался».

В годы работы во МХАТе Олег Николаевич жил на даче, один, обдумывая происходящее. Сейчас на даче Ефремова живет его дочь Анастасия, театральный критик, глава фонда Олега Ефремова.

«Папа очень любил дачу, — рассказывает она. – Это был его собственный архитектурный проект. Прямые и острые углы, — все как в жизни Ефремова, — ничего нет закругленного. В трех комнатах на втором этаже живут папины книги – почти восемь тысяч томов».

В возрасте семидесяти лет Олег Николаевич Ефремов был полон сил и готов был работать много и плодотворно. Однако несчастный случай внес печальные коррективы в его планы.

«Однажды, когда он играл с Таней Лавровой, он упал на спину, — вспоминает Анастасия Ефремова. – Он сломал ребро. Когда ломается ребро, не делается рентген. А ребро вошло в легкое, пропороло его. А его лечили, как от простого перелома ребра. Ребро срослось, но повреждение легкого осталось. От этого развилась эмфизема, он стал задыхаться и вынужден был ходить со специальным аппаратом».

Великий режиссер и актер Олег Николаевич Ефремов умер 24 мая 2000 года в своей квартире в Москве. «Причина смерти не эмфизема и не рак легких, как многие думают, — утверждает Анастасия Олеговна. – Причина – тромб. Самая счастливая для него смерть, если можно так выразиться. Было бы гораздо ужаснее, если бы он задохнулся от эмфиземы, это просто страшно. Он мне говорил, пусть бы болело, пусть что угодно, сердце, почки. А тут – дышать не могу! Каждое утро он вставал и раздышивался, раздышивался, раскрывал легкое. А надо идти в театр, работать».

Олег Ефремов. Кадр из кинофильма режиссера Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе»

С Татьяной Дорониной. Кинофильм «Еще раз про любовь».

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}