Статья Виктории Дьяковой «Юрий Никулин. Мое любимое занятие — жить»

Статья Виктории Дьяковой «Юрий Никулин. Мое любимое занятие — жить»

В пятом мартовском номере журнала «Темные аллеи» в 2018 году опубликована статья Виктории Дьяковой «Юрий Никулин. Мое любимое занятие — жить».

Юрий Никулин в фильме «Ко мне, Мухтар!»

«Серебрятся лунным светом облака, поздней ночью опустевший цирк затих. Хоть была у нас работа нелегка, как приятно посидеть среди своих. Поболтать и пошутить, затеять спор, а потом, подсевши к другу своему, повести неторопливый разговор, вспоминая и Париж, и Кострому…» «Этот человек умеет многое – перепрыгивать из одного времени в другое, непринужденно улыбаясь. Он умеет быть смешным и одновременно трогательно-печальным, — так отзывался о Никулине-актере знаменитый режиссер Андрей Тарковский, в фильме которого «Андрей Рублев» Никулин сыграл трагическую роль монаха Патрикея, казначея Успенского собора во Владимире. «Он как-то незаметно появился на съемочной площадке, но вскоре стало понятно, что фильм уже невозможно представить без него. Никулин – не только одаренный актер. Это человек, способный находить в себе невозможные, не поддающиеся объяснению грани великого и смешного».

Популярный артист цирка, киноактер, солдат Великой Отечественной, «веселый директор», как о нем говорили, Юрий Владимирович Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской области. Его отец Владимир Андреевич Никулин служил бойцом Красной Армии. Затем демобилизовавшись, окончил курсы Политпросвета и устроился в драматический театр в Демидове. Мать Никулина Лидия Ивановна работала в том же театре актрисой. В Демидове Владимир Андреевич организовал передвижной театр революционного юмора, в котором сам ставил спектакли и играл. В 1925 году семья Никулиных перебралась в Москву. Они жили в коммунальной квартире. Юра пошел в хорошую школу, куда частенько захаживали писатели, чтобы встретиться с ребятами, в частности Аркадий Гайдар.

Осенью 1939 года после окончания средней школы Никулин был призван в Красную армию. Практически сразу попал в жернова войны. Во время советско-финского конфликта зенитная батарея, в которой он служил, находилась в районе Сестрорецка, защищая воздушные подступы к Ленинграду. «Вся романтика первых дней быстро улетучилась, — вспоминал Никулин в книге «Почти серьезно». — Учебные тревоги на батарее проводились довольно часто. Но скоро последовала какая-то особая тревога, нервная. Собрали нас в помещении столовой, и политрук батареи сообщил, что Финляндия нарушила нашу границу и среди пограничников есть убитые и раненые. Я тут же написал заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем». Через два часа заполыхало небо, загремела канонада – это началась артподготовка». Здесь же под Ленинградом Никулин встретил и Великую Отечественную войну.

За время войны он был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». Был представлен к ордену Славы III степени.

Долгие дни и ночи, проведенные в окопе, в землянке, на войне, горечь от потери товарищей, смертельную решимость в борьбе – все это Никулин вынес из четырех огненных лет испытаний, творчески переработал и воплотил во всенародно любимые образы на экране. Его военные фильмы стоят особняком в биографии актера. Образ журналиста Лопатина в фильме Алексея Германа «Двадцать дней без войны», а также роль рядового Некрасова в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» оставили неизгладимый след в памяти не одного поколения зрителей.

В мае 1946 года Никулин был демобилизован из армии. Он попытался поступить во ВГИК, но его не приняли – председатель приемной комиссии Сергей Юткевич не обнаружил в нем актерских дарований. В конце концов, Никулин поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре.

Цирк на Цветном бульваре по-настоящему стал судьбой Никулина, его домом. Его сразу же увлекла цирковая жизнь. Не только на манеже, но и гораздо более сложная, более драматичная жизнь за кулисами – огромное пространство, где всегда много работы. Здесь же в цирке спустя год после дебюта он встретил и свою будущую жену. Знакомство едва не закончилось печально и поначалу не располагало к длительным романтическим отношениям.

Татьяна Николаевна Покровская родилась 14 декабря 1929 года в Москве. Она была внучкой П. Я. Ростовцева, депутата Государственной думы I созыва еще царских времен. Татьяна училась в Тимирязевской академии сельского хозяйства на факультете декоративного садоводства и увлекалась конным спортом. В академии была конюшня. «Так получилось, — рассказывала позднее Татьяна Николаевна, — что у нас была очень смешная лошадка по кличке Карлик. О ней прослышал клоун Карандаш. Он приехал к нам на конюшню, посмотрел лошадку – она ему понравилась. Он попросил нас научить лошадку каким-нибудь трюкам. Мы с подружкой взялись заниматься с Карликом. И когда мы посчитали, что лошадка готова, мы повезли ее в цирк. Нас проводили к Карандашу. Мы вошли в его гримборную. А там, на ящике сидел молодой человек. Слегка нескладный, очень худой. В это время Карандаша вызвали к начальству. И он попросил молодого человека: «Юра, развлеките пока девушек. И он развлекал нас. Мы спросили его: «А что вы делаете в цирке?». «А приходите вечером — посмотрите», — пригласил он».

Вечером Таня отправилась в цирк на Цветном бульваре. Подруга пойти не смогла, и она пошла одна. «Юра меня встретил, — продолжала Татьяна Николаевна, — провел через проходную, посадил около прожектора. Я сидела, смотрела. Началась комическая сценка. Карандаш якобы вызывал из зала зрителя, — его роль играл Никулин, — и учил его ездить на лошади. Все было очень смешно. Юра садился задом наперед на лошадь, то переваливался через лошадь, то цеплялся за гриву. И тут случилась неприятность, Юра повис на лонже и попал под копыта лошади. Лошадь испугалась, начала бить его. Спас Юру Карандаш – он бросился под лошадь и отцепил лонжу. Лошадь увели, а Юра остался лежать на манеже – окровавленный, неподвижный. Конечно же, сразу вызвали скорую. Мол, приезжайте, разбился артист. Диспетчер спросила: «Как фамилия?» — «Никулин» — «Ах!» Это оказалась Юрина мама, у нее в этот вечер было дежурство». Так что по признанию Татьяны Николаевны первые свидания с Никулиным проходили у нее по графику посещения в больнице. «Я чувствовала свою ответственность, — рассказывала она. – Я не могла его просто бросить. Так что с неизменной авоськой с апельсинами ходила и ходила…А когда пришло ему время выписываться, поняла, что сильно влюблена».

«Жена – это слишком простое слово, чтобы определить то, что делала мама для отца, кем она была для него, — признавался позднее сын Никулиных Максим Юрьевич. – Сорок восемь лет вместе, на манеже и дома. Она была всегда рядом, дышала как он, чувствовала, как он, жила, как он и для него. Все годы, прожитые вместе, они были влюблены друг в друга. Это очень важно, чтобы муж и жена не просто любили – были влюблены друг в друга. У них было так. И им никогда не было скучно. Они друг другу не надоедали». «С ним не так-то просто было жить, — вспоминала Татьяна Николаевна. – Он был упрямый. Бывало, я говорила ему: «Юра, ты просто как резиновый мячик, нажмешь пальцем, вроде есть вмятина, отпустишь – опять все ровно. Вот так и с ним, доказываешь, настаиваешь. Но если он сказал нет – значит, нет. И не сдвинется». О Татьяне Покровской многие знатоки отзывались, как о талантливой, перспективной актрисе. Ей предлагали главные роли в кино. Но Никулин сказал: «Нет. А как же я?». И она не помыслила его ослушаться.

Юрий Владимирович Никулин всегда отмечал, что завоевать любовь зрителя на арене цирка всегда труднее, чем в театре. Здесь нет сценария, отработанных метаний героя – здесь просто короткая сценка, и она должна быть яркая, смешная, искрометная. Тогда будет успех. А короткий успех требует длительного, упорного труда. Он входил в цирковую профессию осторожными шажками, тщательно придумывая каждый номер, изобретая особую походку, взгляд, грим, часами отрабатывая якобы случайные смешные падения на арене. Вместе с Карандашом они придумали пантомиму «Большие дела маленького Пьера» — о французском мальчике, который всюду расклеивает изображение голубя мира, а злые полицейские ловят его, но никак не могут поймать. «Все было отлично придумано, кроме одного – не было мальчика, — рассказывала Татьяна Николаевна. – И вот тут мама Юры подсказала: попробуйте Таню. Она маленькая, тоненькая. У нее должно получиться. Я согласилась. Репетировали больше двух месяцев, а осенью на гастроли уже поехали втроем. Так началась моя цирковая жизнь. Мальчик – это стало мое цирковое амплуа». «Цирковая жизнь – жизнь цыганская, — говорил Никулин, — необустроенная, внезапная, вдали от дома». Ему было приятно, что Таня неразлучно находилась рядом. Он всегда тосковал по дому, по жене, но теперь им не нужно было расставаться. «Главная награда в цирке – это даже не аплодисменты, не успех. Это возможность немного побыть дома».

«У меня нет ни одного воспоминания ни об отце, ни о матери в детстве, которое не было бы связано с аэропортом или с вокзалом, — рассказывал в одном из интервью директор цирка на Цветном бульваре, сын Никулина, Максим Юрьевич Никулин. – Мы с бабушкой все время встречали их или провожали. Все время то два часа до самолета, то три…У отца была присказка; «Работа клоуна – на манеже, а остальная жизнь – там же». Но насколько я помню, как бы он не уставал на работе, когда они возвращались с работы домой, ни одна просьба матери не оставалась невыполненной. Если надо сходит за молоком – сходит. Надо за хлебом – пойдет за хлебом». «Ему легко было выполнять мои просьбы, — шутливо вторит сыну Татьяна Николаевна. – Он ведь в магазин не шел. Он шел сразу к директору, и там ему все выдавали. Вся страна его знала и любила. Так что он у нас был добытчик».

Юрий Никулин выступал на арене цирка до 60 лет. В 1981 году он перешел на должность главного режиссера цирка на Цветном бульваре, а в 1982 году стал директором. При нем здание цирка было полностью перестроено. Только Никулину удалось в сложные для страны годы найти 26 миллионов долларов на реконструкцию. Новый цирк распахнул двери в 1989 году.

Цирку на Цветном Бульваре Юрий Никулин отдал пятьдесят лет жизни. Он был чрезвычайно востребован в кино – нарасхват у режиссеров. Только Сергей Бондарчук трижды утверждал его на роли, но вынужден был снимать из-за цирковых гастролей. Для того, чтобы сняться в легендарных комедиях Гайдая, «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», Никулин вынужден был поздно вечером садиться на поезд и приезжать на съемочную площадку, используя свой единственный выходной день в цирке, а после съемок сразу ехать обратно. Он снимался у Эльдара Рязанова в фильме «Дайте жалобную книгу». Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов оставались близкими друзьями Никулина всю жизнь. Олег Табаков, Алексей Баталов, многие другие знаменитые актеры с удовольствием снимались с Никулиным и считали за честь называться его друзьями. Он воспитал множество молодых артистов цирка, дав дорогу в профессию. Двери его дома всегда были распахнуты для друзей, и всегда находилась веселая история для застолья и просто так. «У меня дома было два врага – это фотографии и анекдоты, — вспоминала Татьяна Николаевна. — Фотографий было очень много – просто некуда девать. А анекдоты… Каждый новый анекдот Юра рассказывал раз по пятьдесят. Сначала мне. Потом Максиму, потом каждому своему приятелю, потом еще каким-то знакомым. Я уже не могла смеяться, просто не было сил. А он, как ни в чем не бывало – на полном серьезе».

В знаменитой картине «Ко мне, Мухтар!» Никулин сыграл роль милиционера Глазычева, трогательно показав историю настоящей человечье-собачьей дружбы. «Никто, кроме Никулина, не смог бы сыграть эту роль, чтобы она запомнилась, — вспоминал режиссер Семен Туманов. – Он показал в судьбе пса нечто человеческое, что вызвало искреннее сочувствие зрителя». Очевидцы вспоминают, что Юрий Владимирович очень серьезно относился к роли. Он занимался со своим консультантом Героем Советского Союза капитаном милиции Сергеем Семеновичем Подушкиным так, словно на самом деле собирался работать в уголовном розыске. Каждый день вставал рано, надевал милицейскую форму, полушубок и отправлялся в питомник, чтобы тренироваться с собаками – будущими исполнителями роли Мухтара. Все отмечали, что Никулин на удивление быстро находил общий язык с животными, и они его любили. Актер признавался: « Я скучал по собачкам, когда пришлось прервать съемочный процесс из-за зимних каникул школьников – надо было возвращаться в цирк. Хотелось быстрее вернуться и повидаться с ними».

«Я часто спрашиваю себя, за что все так любили моего отца, — задавался вопросом Максим Юрьевич. – Ведь это была всенародная любовь. Невозможно было погулять с собакой – немедленно узнавали и окружали поклонники. Он был великим клоуном, как сейчас говорят? Да не таким уж очень великим, если честно. Не единственным. Великим актером? Он многое не сыграл, что мог бы сыграть. Я думаю — за чисто человеческие качества. За доброту, за честность, за искренность. Эти качества никогда не утратят ценность. И отец был таким, прямым и искренним. Не знаю, может быть, это война его таким сделала, он там много видел, много понял, многому научился. Но все любили его за это. И мы с мамой конечно тоже»

Юрий Владимирович Никулин скончался 21 августа 1997 года на 76 м году жизни из-за осложнений после операции. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы с воинскими почестями. Татьяна Николаевна Никулина выступала в цирке до 1981 года. Она умерла 26 октября 2014 года в Москве, пережив дорогого Юру на 17 лет. О супруге она всегда говорила с глубокой любовью и уважением. «Я прожила очень счастливую жизнь. Если бы мне предложили, я бы с удовольствием прожила ее сначала, не меняя ни одного дня, — признавалась Татьяна Николаевна в одном из последних интервью. – Я была счастлива всю жизнь, хотя иногда бывало трудно. Как бы мы отпраздновали золотую свадьбу, если бы она случилась? Уверена, Юра бы рассказал пару новых анекдотов по этому поводу. Обязательно. Он всегда так делал. И конечно, пришло бы много друзей».

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}