Россини сочинил это произведение, когда ему было 25 лет, спустя год после успеха «Севильского цирюльника». Молодой композитор создал оперу всего за три недели, но она и по сей день считается одним из лучших его произведений для сольного вокала и ансамблей. Либретто написал Якопо Ферретти на основании двух историй, созданных для разных версий сказки Шарля Перро – соединил их вместе. Произведение создавалось с невероятной скоростью. В декабре 1816 года Россини был в Риме, и ему поручили написать новую оперу для Театра Валле, которая должна была быть поставлена в День Святого Стефана. На существующее либретто Франчески ди Фуа папская цензура неожиданно наложила запрет, не оставив времени на внесение изменений в текст. Пришлось срочно искать замену.
Ферретти, несмотря на то, что был обижен на Россини, – тот отверг его либретто для «Севильского цирюльника», – всё же согласился предложить несколько новых тем. Но Россини не понравилась ни одна: то слишком серьёзно для карнавального сезона, то слишком дорого в постановке, то слишком легкомысленно. Наконец, поэт упомянул сюжет «Золушки». Россини воспрянул духом, и спросил поэта, сумеет ли тот быстро написать стихи. Ферретти работал всю ночь и к утру представил первые части произведения. Он закончил произведение за двадцать два дня головокружительной работы, а Россини сочинил партитуру за те же двадцать четыре дня. У поэта были серьёзные сомнения в успехе оперы, Россини же предсказал, что через год она завоюет Италию, а потом распространится в Англии и во Франции. «Импресарио будут бороться за её постановку, – уверял композитор, – а примадонны – за возможность исполнить главную партию».
Премьера состоялась 25 января 1817 года. Критики приняли новое произведение холодно, но публике оно понравилось. «Золушка» быстро завоевала популярность, как в Италии, так и за рубежом. Предсказание Россини сбылось. На протяжении XIX века «Золушка» успешно соперничала с «Севильским цирюльником», но по мере того, как колоратурное контральто, самый низкий женский голос, для которого была написана главная партия, встречался у певиц всё реже, её почти перестали ставить. Однако в ХХ веке новое поколение меццо-сопрано вернуло «Золушку» на сцену. Эту партию блестяще исполняли испанские певицы Марина де Габараин и Тереза Берганца, итальянка Джульетта Симионата. Среди современных исполнителей можно выделить Серену Мальфи.
В Мариинском театре постановку «Золушки» предпочли осуществить на классической основе.
«Мы решили не следовать тренду последних десятилетий и не делать её девушкой с пылесосом, с компьютером в руках, – рассказал художник-постановщик Вячеслав Окунев. – В общем, удержались и обратились к историческим ассоциациям, потому что опера чудесная. Она немножко старомодная, она не про наше время».
Режиссёр спектакля Екатерина Малая, выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (кафедра режиссуры музыкального театра) уже поставила в 2022 году на сцене Мариинского театра такие спектакли, как «Итальянка в Алжире» Россини и «Волшебную флейту» Моцарта. Обе постановки нашли отклик у зрителей и пользуются популярностью.
«С Екатериной всегда интересно работать, – рассказала солистка театра Кристина Гонца. – Она придумывает разные задачи для артистов, иногда подсказывает какие-то решения, если мы в чём-то сомневаемся. Мне нравится её сильный характер и настойчивость. Даже если нет сил работать, она всё равно умеет осуществить процесс в “полную ногу”. Есть выражение “работать в полноги”. С Екатериной это совершенно невозможно. Либо ты отдаёшься роли здесь и сейчас, либо идёшь домой».
В опере Россини нет знаменитых хрустальных башмачков, их заменяют украшенные драгоценными каменьями браслеты – один из них Золушка дарит принцу, чтобы он нашел её. Отсутствует и фея – кудесница. Её заменяет строгий наставник принца Алидоро. Именно он способствует тому, чтобы Анджелина попала на бал, обращаясь не к магии, а к Всевышнему. Россини адаптировал сказку к требованиям папской цензуры, которая не пропустила бы никакое колдовство. Другое дело – юмор. Россини находил юмор даже в сказке. Его итальянское остроумие превратило в буффонаду то, что казалось загадочным. Таинственное обрело в опере итальянский комизм, словно композитор намекает: все трудности преодолимы, если добавить немного смекалки, хитрости и удачи. Так что и чудо не потребуется.
На дневном показе 21 апреля состав исполнителей подобрался ровный, и, на мой взгляд, интересный. Для меня состоялось несколько приятных открытий. Так, Цветана Омельчук выглядела в заглавной партии очень убедительно, ярко. Её насыщенный, красивый голос заставлял волноваться, так что мурашки бежали по коже, когда она выводила знаменитую песенку об одиноком короле, которую Золушка напевает, занимаясь уборкой и мытьём посуды. Певица явно обладает не только прекрасным голосом, но и актёрским дарованием. Очень эффектной показалась сцена, когда Золушка отправляется на бал на воздушном шаре и предстаёт пред очами сестёр и отчима в ослепительной вспышке, от которой все в прямом смысле падают в обморок. Нельзя не отметить глубокую искренность певицы, с которой она передала и бесконечное терпение Анджелины по отношению к глуповатому и жадному отчиму и завистливым сёстрам, поразительную человечность своей героини и её христианскую мораль, на что Россини сделал акцент.
Сёстры Золушки, Клоринда и Тисба – капризные, избалованные, как и положено по сюжету, но по-своему трогательные. «Партия Клоринды очень интересная, – поделилась Кристина Гонца. – Она очень хочет выйти замуж, как и её сестра и приобрести благополучие и благосостояние в семье. Она – задиристая, но это потому, что, наверное, её мало любили в детстве. Это я себе так придумала. Она как старшая сестра очень хочет везде быть первой. Любит балет, но у неё пока не очень получается. В работе над ролью мне было не сложно, – продолжает певица. – Комические персонажи уже есть в моём репертуаре. Сложнее всего было привыкнуть к тому, что есть много задач, которые нужно совмещать с пением. Россини очень труден для исполнения. Особенно скороговорки и ансамбли – все очень непростые, хотя у сестёр всё гораздо проще, чем у главных героев. А надо бегать, прыгать, есть еду на сцене. Кто-то из девочек на моей партии делает трюки. Я, к сожалению, не обладаю таким преимуществом, но придумала себе смешной танец умирающего лебедя».
Партию принца Рамиро в спектакле исполнил тенор Клим Тихонов. Это приглашённый солист Мариинского театра, фактически дебютант. Он и дебютировал на сцене Мариинского театра в концертном исполнении россиниевской «Золушки» в 2022 году. Клим с честью справился со сложнейшей партией, полной высоких нот, фиоритур и прочих украшений бельканто. Этой роли не уступала сложными пассажами и партия Дандини, камердинера принца в исполнении Ярослава Петряника. Эффектно, смешно – исполнитель явно творчески подошёл к воплощению образа, и это получилось.
Порадовал Николай Каменский в роли дона Маньифико – сочный, подвижный бас. Певцу удалось также удачно создать комическую фигуру с целым рядом интересных находок: это и катание на бочке с вином, и обыгрывание ритма музыки «стрелянием» глазами в сторону стоящего сбоку собеседника.
Роль Алидоро, учителя принца и философа, в исполнении Владимира Феляуэра – очень значительная. Большая белькантовая ария в конце первого действия восхитила виртуозностью и благородной манерой исполнения. Весомость и полнота звучания баса впечатляла. Для певца вообще характерно особое умение с достоинством держаться на сцене. Мне показалось, что войдя в роль, певец даже голову держал по-особенному, немного приподнятой, словно смотрел куда-то за горизонт. Ещё бы, ведь он – философ, которому открыты тайны мироздания. Как это важно, особенно в наше суетливое время уметь держаться на сцене, особенно в опере – не мельтешить, не пережимать, не допускать лишнего. Петь! Впрочем, надо отдать должное, все артисты в спектакле соответствовали этому требованию – старались выложиться по максимуму, чётко исполняя рисунок ролей, предложенный режиссёром.
Отдельно хотелось бы отметить дирижёра. Фактически до последнего момента не было известно, кто будет руководить оркестром. Уже в театре я узнала, что назначен белорусский дирижёр Андрей Иванов. Он стажировался у Валерия Гергиева и дебютировал с оркестром Мариинского театра в прошлом сезоне. Выпускник Белорусской академии музыки, Андрей Иванов работал в Большом театре в Минске и руководил оркестром своей альма-матер, а в последние шесть лет возглавлял крупнейший театр на юге России – Ростовский музыкальный театр
Одним словом, премьера состоялась и прошла успешно. Конечно, всегда есть, над чем работать в вокальном плане, что совершенствовать. В операх Россини виртуозные ансамбли – звучать они должны филигранно. Слышна каждая нота, каждый звук, каждое слово в бешеном каскаде мелодии. Точность дикции и точность выпевания скороговорок почти неправдоподобные! Но в этом и прелесть настоящего яркого бельканто!