В первом номере журнала «Темные аллеи» в 2019 году опубликована статья Виктории Дьяковой «Георгий Товстоногов. «Театр должен пробуждать в человеке совесть». К годовщине ухода из жизни великого мастера.

В первом номере журнала «Темные аллеи» в 2019 году опубликована статья Виктории Дьяковой «Георгий Товстоногов. «Театр должен пробуждать в человеке совесть». К годовщине ухода из жизни великого мастера.

«Русские зрители, — отмечали критики, — считали Товстоногова режиссером-интеллектуалом, поднимающим острые, злободневные темы. Однако, на мой взгляд, он в эти рамки не умещался. Товстоногов соединял в себе тонкое художественное чутье и склонность к барочному, порой даже резкому, эффекту. В нем слились славянский лиризм и южный, неукротимый сценический темперамент. Именно в силу этих качеств он обладал более широким кругозором, излучал более мощную энергию и достиг большего влияния, чем тот, кто способен обеспечить театру вполне современный и вполне интеллектуальный уровень».
По официальной версии Георгий Александрович Товстоногов родился в Тифлисе 28 сентября 1915 года. Однако его любимая сестра Нателла Александровна называет местом рождения мастера Петербург, особо отмечая, что он имел дворянское происхождение. Отец Александр Андреевич Толстоногов, потомственный дворянин, изменивший в советское время фамилию по настоянию жены, был инженер – железнодорожник, возглавлял кафедру в Тбилисском железнодорожном институте. Мать – грузинка Тамара Папиташвили обучалась в Санкт-Петербургской консерватории. Семья жила в Петербурге на Фурштатской улице и только в 1919 году, по свидетельству Нателлы Александровны, переехала в Тифлис.
Он начал свою театральную деятельность в 1931 году в Тбилисском русском ТЮЗе под руководством основателя грузинского детского театра Н.Я. Маршака. В этом же театре Товстоногов поставил свой первый спектакль — «Предложение». По А.П. Чехову, которого очень любил всю жизнь. В том же году, прибавив себе в документах два года (чтобы соответствовать возрастному цензу абитуриента) Товстоногов поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. С тех пор датой рождения мастера стал считаться 1913 год, и с него отсчитывали все крупные даты.
Наставниками Товстоногова в институте стали театральные режиссеры и педагоги Андрей Лобанов и Алексей Попов. Он продолжал работать в Тбилисском ТЮЗе, выпуская по спектаклю в год. В 1937 году отец Товстоногова был репрессирован, как японский шпион. Георгия отчислили с четвертого курса, но после замечания Сталина о том, что «сын за отца не отвечает», он был восстановлен.
Поставив несколько спектаклей сначала на сцене Гастрольного реалистического театра, а затем Центрального детского театра, Товстоногов в 1949 году получил приглашение в Ленинградский театр имени Ленинского Комсомола. Товстоногов выпускал по четыре постановки в сезон, работая одновременно над несколькими пьесами. Дружбы, завязавшиеся в этом театре, длились потом много – много лет. Спектакли, поставленные Товстоноговым в этом театре и на других площадках, вызывали огромный интерес не только в городе на Неве, но и по всей стране.
Особый успех выпал на долю спектакля «Оптимистическая трагедия», поставленному по пьесе Вс. Вишневского на сцене Ленинградского театра драмы имени Пушкина.. После успеха «Оптимистической трагедии» Товстоногова вызвали в обком партии и предложили возглавить Большой драматический театр имени Горького. «Когда Товстоногов переходил в БДТ, трудно было даже вообразить себе, что этот театр однажды станет великим, — вспоминал искусствовед Виталий Вульф. – А он стал таким»
Уволив несколько возрастных актеров, Товстоногов пригласил на их место молодых – из театра Ленинского комсомола, где работал. В частности, будущую звезду Татьяну Доронину и ее супруга Олега Басилашвили.
В 1959 году обновленный БДТ приехал с гастролями в Москву. В помещении театра Вахтангова днем шли «Варвары» Горького в постановке Товстоногова. На «Варваров» попасть было невозможно. На спектакль стояли толпы людей, которые мечтали посмотреть его. Следующими заметными событиями стали спектакли «Горе от ума» и «Пять вечеров» по пьесе Володина.
Для постановки спектакля по Достоевскому «Идиот» Товстоногов пригласил молодого актера Иннокентия Смоктуновского. Увидев Смоктуновского, посмотрев в его бездонные глаза, услышав интонацию его голоса, Георгий Александрович сразу же предложил ему сыграть князя Мышкина в «Идиоте». Смоктуновский растерялся. «Какой я Мышкин? Я ничего не умею. Я — артист из массовки». Но Товстоногов нашел слова и переубедил его, и начал с ним работать.
Татьяна Доронина по праву считалась первой актрисой театра. Ее красота, талант были неоспоримы. Под стать ей – Наталья Тенякова, Елена Попова, Зинаида Шарко – все актрисы очень высокого класса. Но у Товстоногова не было любимчиков. На каждый спектакль он находил своего лидера.
Когда БДТ уже был на взлете,Товстоногова наперебой приглашали московские театры, в том числе и его любимый Вахтанговский театр. Но Товстоногов был очень привязан к труппе, ему казалось предательством бросить артистов и уехать, и он не смог этого сделать.
Однако бесспорной вершиной творчества Товстоногова критики в один голос признавали спектакль «Холстомер» по повести Л.Н. Толстого с Евгением Лебедев в главной роли. На этот спектакль в свое время рвались тысячи зрителей, сметая милицейские кордоны. Спектакль стал подлинной легендой театрального мира, а роль Холстомера – одной из самых великих в биографии Евгения Лебедева.
Годы напряженной работы отрицательно сказались на здоровье Товстоногова, его мучило больное сердце, он заметно ослабел, уже не мог работать так много, как прежде.
23 мая 1989 года в Большом Драматическом театре прошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюррематта. Попрощавшись с актерами, Товстоногов сел в машину и поехал домой. По дороге ему стало плохо,. Водитель вызвал скорую, но она не успела. Георгий Товстоногов умер.
Похоронили выдающегося мастера театра в Ленинграде в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Алекснадро-Невской лавры. Его любимому детищу, Большому драматическому театру, в 1992 году было присвоено имя прославленного режиссера.
Модуль изображения

Георгий Товстоногов на репетиции.

Модуль изображения

Татьяна Доронина и  Павел Луспекаев в спектакле «Варвары».

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}