Вышел в свет пятый номер журнала «Тайны и преступления» за 2016 год

Вышел в свет пятый номер журнала «Тайны и преступления» за 2016 год

Вышел в свет пятый номер журнала «Тайны и преступления» за 2016 год. В журнале опубликована статья Виктории Дьяковой о советском писателе Александре Фадееве «Они думают, что я что-то могу».

Александра Фадеева называли «генералом советской литературы». Тридцать пять лет его активной писательской деятельности вместили яркую жизнь красивого, умного, талантливого человека. Жизнь, полную разочарований, головокружительных взлетов и тяжких падений.

Все начиналось стремительно и очень удачно. Александр Александрович Фадеев родился 24 декабря 1901 года в селе Кимры Тверской губернии. Его родители были профессиональными революционерами. В детстве Саша был очень одаренным ребенком – он научился читать в четыре года. Наблюдал, как обучали его старшую сестру Таню, и сам освоил азбуку. Когда Саше исполнилось семь лет, семья переехала на Дальний Восток в Южно-Уссурийский край. Там в 1912 году Саша начал учиться в коммерческом училище. Еще обучаясь в училище, он выполнял поручения подпольного комитета большевиков, в 1918 году вступил в РКП(б) и принял активное участие в Гражданской войне на дальнем Востоке. Занимал посты комиссара 13 й Амурского полка и 8й Амурской стрелковой бригады. Дважды был ранен . После лечения и демобилизации остался в Москве, решив заняться литературной деятельностью. Его первая повесть «Разлив» выходит в 1922 году и приносит ему известность в писательских кругах. Он сразу же принимается писать роман «Разгром», повествующий о революционных событиях в Уссурийском крае и основанный на личном опыте. Эта книга выходит в 1926 году и делает молодого Фадеева знаменитым. Он принимает участие в деятельности писательских организаций, становится одним из активистов РАППа. В 1934 году его избирают членом Правления писательского союза.

В 1937 году в составе делегации советских писателей Фадеев отправляется на писательский конгресс в Испанию, а на обратном пути посещает Париж, где в это время гастролирует Московский Художественный театр. Здесь, в Париже, прогуливаясь с Алексеем Толстым, он отправляется в отель, где проживали актеры МХТ, чтобы навестить давнюю знакомую актрису Елену Елину. В холле отеля он случайно познакомился с ее подругой, молодой актрисой Ангелиной Степановой. Эта встреча резко изменила его жизнь.

В 1937 году Ангелине Степановой исполнилось тридцать два года, она была молодой актрисой, одной из надежд МХТ. Однако за плечами уже был непростой жизненный опыт, сформировавший ее характер, о котором в театральной среде говорили, что «второго такого нет».

Ангелина Степанова родилась 23 ноября 1905 года в Николаевске – на – Амуре в семье страхового агента и зубного врача. Лине было три года, когда семья переехала в Москву. Девочка мечтала стать балериной, но поступила в 3ю Студию МХТ, которой руководил Евгений Вахтангов. На третьем отборочном туре Вахтангов сам присутствовал на экзаменах и, заметив Степанову, сказал: «Упрямая девчонка. Мы не возьмем – она еще куда-нибудь пойдет».

Ее первым мужем был режиссер МХТ Николай Горчаков. Супруги жили в коммунальной квартире в Кривоарбатском переулке. Как-то зайдя в гости к соседям, Лина познакомилась с популярным драматургом Николаем Эрдманом. Эта встреча оказала влияние на всю ее дальнейшую судьбу, в том числе и на жизнь с Фадеевым.

Лина всем сердцем полюбила Эрдмана, развелась с Горчаковым. Их стремительный роман продолжался семь лет, Они писали друг другу письма, в которых могли высказать все, что не решались сказать лично.

Однако Эрдман не собирался расставаться с женой. Не произвел на него впечатления и смелый поступок Лиины, который она совершила в 1933 году. Николай Эрдман, один из авторов сценария к фильму «Веселые ребята» был арестован в Гаграх, где проходили съемки. Его приговорили к трехлетней ссылке в город Енисейск Красноярского края. Многие были потрясены, но только Лина отважилась сразу же начать борьбу за любимого. У всемогущего Авеля Енукидзе Лина добилась разрешения на поездку в Сибирь и свидание с Эрдманом. На вопрос Енукидце, что заставляет ее действовать так, ответила просто: «Любовь». Однако и это не заставило Эрдмана порвать с семьей. Тогда Лина решила прервать отношения. Больше она не ответила ни на одно письмо Эрдмана.

Приняв решение о разрыве с Эрдманом, Лина нашла спасение в работе. В конце 1936 года Ангелина Степанова начала репетировать роль Бетси Тверской в спектакле «Анна Каренина» — именно эта роль выдвинула ее в ведущие актрисы Художественного театра.

Премьера спектакля состоялась в апреле 1937 года, спектакль имел феерический успех. Имя Ангелины Степановой гремело в Москве. А летом 1937 года МХТ отправился на гастроли во Францию, вместе с ним в Париж выехала и Степанова.

Многие из недоброжелателей Степановой считали, что ее брак с Фадеевым был примером классического союза, в котором один любит, а другой, в данном случае Ангелина Иосифовна, только позволяет себя любить. Считалось, что сильно обжегшись на отношениях с Эрдманом, Степанова сосредоточилась на театре, решив больше не тратить душевных сил на чувства, что к браку относилась рационально, холодно, и Фадеев был для нее лишь средством обрести достойное положение в обществе. Отсюда – бесконечные измены Фадеева, его метания, запои, одиночество.

Как бы то ни было, но когда Степанова вернулась с парижских гастролей осенью 1937 года, они с Фадеевым решили жить вместе. Благодаря сильному характеру и природной властности Ангелина Иосифовна сразу же стала главой семьи и завела негласные правила, которые никто не смел нарушать.

Конечно, страстная, импульсивная натура Фадеева не укладывалась в эту строгую упорядоченность. Он подчинялся, но часто срывался. Спустя два года признался Нилину, что разочарован, и что в его душе зажглась «другая звездочка». Эту «звездочку» звали Елена Сергеевна Булгакова.

В 1939 году Фадеев навестил тяжело больного Булгакова и познакомился с его женой. Булгаков показал ему рукопись романа «Мастер и Маргарита». Он понимал, что о публикации в ближайшее время не может быть и речи. «Но если когда – нибудь, — попросил он слабым голосом, — все – у нее», — сказал, указывая на Елену Сергеевну, сидевшую в изголовье его постели.

Елена Сергеевна произвела на Фадеева большое впечатление: красивая женщина, оставившая благополучного мужа — генерала ради опального писателя, хранительница его наследия, послужившая прототипом знаменитого литературного образа. Фадеева тянуло к ней.

Обладая даром фантазии, он додумывал то, что ему хотелось, и не один раз, уже после смерти Булгакова, когда Фадеев неожиданно надолго исчезал, его находили в квартире Елены Сергеевны.

Эта история не прошла для Ангелины Иосифовны даром – весной 1941 года она тяжело заболела и впервые не поехала с театром на гастроли. Из-за болезни же не смогла эвакуироваться вместе с театром, когда началась война. С матерью и сыном Степанова эвакуировалась в Чистополь, городок на Каме, где поселились семьи писателей. Там она организовала художественную бригаду из актеров местной театральной труппы и писательских жен. В 1942 году, узнав, что Художественный театр продолжает выступать в Саратове, уехала из Чистополя, присоединившись к коллегам.

Фадеев всю войну оставался в Москве. Он организовывал работу военных корреспондентов, творческих бригад, отправлявшихся на фронт, сам много ездил, писал статьи для «Правды», для Совинформбюро. Работал главным редактором «Литературной газеты». В это время у него случился бурный роман с поэтессой Маргаритой Алигер, у которой в первый год войны на фронте погиб муж. От этой связи в 1943 году родилась дочь Маша.

Когда МХТ вернулся в Москву из эвакуации, встреча с женой была для Фадеева трудной. Ангелине Иосифовне было все известно. И Фадееву с большим трудом удалось упросить ее простить его прегрешения. В 1944 году они официально зарегистрировали брак, а 14 августа 1944 года в семье родился сын Миша.

Казалось бы, все наладилось. Однако писатель переживал глубокий личностный кризис. В душе Фадеева писатель боролся с функционером, и функционер постепенно вытеснял писателя. С 1940 года Фадеев практически перестал писать. Его роман «Последний из Удэге» так и остался незаконченным. За десять лет он написал не более трех авторских листов текста, замыслы так и не нашли реального воплощения на бумаге.

В 1943 году Фадеев опубликовал статью в газете «Правда», посвященную подвигу подростков, организовавших в донецком городе Краснодон подпольную организацию и расстрелянных гитлеровцами. Эта история как будто пробудила в Фадееве могучую творческую силу. Он решает написать книгу о подвиге молодежи во время Великой Отечественной войны. Он увлеченно собирает материал и в 1944 году начинает писать роман «Молодая гвардия».

В 1946 году роман увидел свет, а в 1947 году режиссер Сергей Герасимов снял по книге фильм, которые посмотрели миллионы. Однако книга очень не понравилась Сталину. Он написал Фадееву резкое письмо, в котором указал, что в романе совершенно не отражена руководящая роль партии, а народ не должен видеть, что он может организоваться сам по себе, без руководства сверху. Разгромную статью опубликовала «Правда», фактический рупор ЦК КПСС. Роман потребовали переписать.

Для Фадеева переписывать роман было внутренней трагедией, которую ему пришлось пережить в одиночку – Ангелина Иосифовна в дела супруга не вникала. Он понимал, что из-под его пера выходит лживое непотребное чтиво, и оно будет отравлять умы людей в течение десятилетий. В то время он особенно сильно пил. Нередко его находили пьяным до беспамятства на улочках в Переделкино. Ангелина Иосифовна не любила , когда он пил, она уезжала в Москву, и тогда Фадеев коротал дни и ночи у «Маргариты», у Елены Сергеевны Булгаковой. «Я переделываю Молодую гвардию на Старую», — с вымученной усмешкой говорил он.

Смерть Сталина в 1953 году положила конец деятельности Фадеева как высокопоставленного функционера. К нему накрепко приклеился ярлык «сталинист». В 1954 году на Втором съезде писателей на него обрушился шквал критики. А в 1956 году на ХХ съезде КПСС против него с разгромной речью выступил М.А. Шолохов. Фадеева не избрали в члены ЦК КПСС, его называли одним из организаторов репрессий в писательской среде, что не соответствовали истине, открыто обвиняя, что «руки у него по локоть в крови».

Едва кресло под Фадеевым покачнулось, Ангелина Иосифовна неожиданно для многих во МХАТе подала заявление в партию, и вскоре возглавила партийную организацию театра. Она поняла, что надо надеяться на себя.

13 мая 1956 года все начиналось, как обычно. Был солнечный весенний день. Фадеев проснулся рано. Он разговаривал по телефону с сестрой. Сын Миша, находившийся внизу, услышал, как из кабинета отца донеслись горькие слова: «Они все думают, что я что-то могу. Но я ничего не могу!»

Дом работница позвала его завтракать. Он спустился на кухню, сказал, что завтракать не будет и взглянув на Мишу, спросил, не хочет ли тот пойти погулять в лес. Миша отказался. Александр Александрович настаивать не стал. Он снова поднялся к себе. Через некоторое время раздался щелчок, что-то упало. Миша побежал в кабинет и приоткрыв дверь, заглянул внутрь. Фадеев сидел на кровати, весь в крови. Он был мертв. Миша в ужасе сбежал вниз.

Весть о гибели Фадеева мгновенно распространилась по Переделкино. Из Москвы примчался глава КГБ Серов. Он и его люди вбежали в кабинет. Тело Фадеева и обстоятельства его смерти их совершенно не интересовали. «Где письмо? — кричал Серов. – Должно быть письмо! Ищите его!»

Предсмертное письмо Фадеева лежало на тумбочке рядом с кроватью. Схватив письмо, Серов и его службисты умчались обратно в Москву. Письмо сразу же засекретили, и его содержание стало известно общественности только в конце 1980х годов. В это же время появились исследовательские работы, в которых указывались некоторые странные обстоятельства гибели бывшего «литературного генерала». Исследователи склонялись к тому, что Фадеев был убит, так как стал неугоден власти и даже вреден.

Уже в период перестройки было обнаружено сообщение Валерии Борц,( героини «Молодой гвардии») о том, что 11 мая 1956 года она вместе с Александром Фадеевым и еще четырьмя ( не называемыми) лицами посещали на даче Никиту Сергеевичу Хрущева. У писателя и генсека получился очень резкий разговор. По словам Борц Фадеев назвал Хрущева «троцкистом». Последствия этого разговора, видимо, наступили очень быстро.

«Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы, — в числе, которое не снилось царским сатрапам, — физически истреблены или погибли благодаря преступному попустительству властьимущих, погибли, не достигнув 40-50 лет. Литература, — эта святая святых, — отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, — написал Фадеев в прощальном письме. — Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушиваются подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни».

В конце письма Фадеев просил похоронить его рядом с матерью. Но и в этой последней просьбе ему отказали. Он был похоронен с государственным размахом на Новодевичьем кладбище в Москве.

Александр Фадеев

Елена Сергеевна Булгакова

Маргарита Алигер

Ангелина Степанова в одной из ролей в МХТ

Драматург Николай Эрдман

Обложка романа «Молодая гвардия»

Кадр из фильма Сергея Герасимова

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}