Вышел в свет второй в 2020-м году номер журнала «Темные аллеи»

Вышел в свет второй в 2020-м году номер журнала «Темные аллеи»

15.03.2020   Вышел в свет второй  в 2020м году номер журнала  «Темные аллеи». В журнале опубликована статья Виктории Дьяковой, посвященная одному из гениев эпохи Возрождения  —  итальянскому художнику Сандро Ботичелли. В 2020 году отмечается двойной юбилей мастера – 575 лет со дня рождения и 510 лет со дня смерти. Сандро Боттичелли — автор таких знаменитых шедевров как «Весна» и «Рождение Венеры».

Рыжеволосая, грешная Венера – образ, цитировавшийся в более поздние эпохи во множестве произведений искусства, как в литературных, так и в живописных. В конце 19 века он даже  способствовал возникновению новой художественной школы прерафаэлитов. По популярности конкурировать с этим образом способна разве что «улыбка Джоконды».

Один из самых значимых мастеров эпохи Возрождения Сандро Боттичелли являлся ярким представителем флорентийской школы живописи. Настоящее имя мастера Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Его отец Мариано был кожевником. Вместе с женой Смеральдой он проживал в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции.

Впервые Сандро взял в руки кисть в мастерской Фра Филиппо Липпи, известного тогда во Флоренции мастера. Это произошло в 1462 году. Вскоре Липпи переехал в Сполетто, и Сандро оказался в мастерской Андреа Вероккью, бок о бок с юным Леонардо да Винчи.

Во Флоренции талант Боттичелли быстро заметили. С 1470 года он уже имеет собственную мастерскую и получает заказы. Мастерская располагается в престижном месте, недалеко от Церкви Всех Святых, одним из учеников Сандро становится юный Филиппино, сын его учителя Липпи.

Слава Боттичелли быстро распространилась за пределы Флоренции. И вскоре о ней узнали в Риме. Кардинал Родриго Борджиа, известный ценитель искусств, посоветовал папе Сиксту IY пригласить Боттичелли для выполнения работ в только что построенной папской капелле.

В 1481 году Боттичелли прибыл в Рим. Вместе с художниками Гирландайо, Роселли и Перуджино ему было поручено украсить фресками стены  капеллы. Боттичелли создал для капеллы три фрески «Призвание Моисея», «Искушение Христа», «Наказание Авирона».

Слава Боттичелли быстро распространилась за пределы Флоренции. И вскоре о ней узнали в Риме. Кардинал Родриго Борджиа, известный ценитель искусств, посоветовал папе Сиксту IY пригласить Боттичелли для выполнения работ в только что построенной папской капелле.

В 1481 году Боттичелли прибыл в Рим. Вместе с художниками Гирландайо, Роселли и Перуджино ему было поручено украсить фресками стены  капеллы. Боттичелли создал для капеллы три фрески «Призвание Моисея», «Искушение Христа», «Наказание Авирона».

Кардинал Борджиа покровительствовал мастеру и частенько звал в свой дом, за свой стол.

Кардинал Родриго Борджиа, будущий папа Александр YT по происхождению был испанцем.  Несмотря на монашеские обеты, кардинал довольно долго сожительствовал с обедневшей дворянкой Ваноццой де Катанеи, которая подарила ему троих детей, будущего полководца герцога Чезаре Борджиа, Джованни Борджиа, известного воина и политика, а также будущую первую красавицу Рима  герцогиню Лукрецию Борджиа.

Образ Лукреции Борджиа воспет в многочисленных произведениях искусства, — романах, поэмах, операх, — нашим современникам она известна по кинофильмам, где ее роль великолепно сыграли лучшие актрисы, такие как Мартина Кароль и Холли Грейнджер.

Лукрецию представляли то кротким ангелом, то исчадием ада. Легенды слагались о невероятных сокровищах Борджиа, о напитанных кровью жертв рубинах, сверкающих в ожерелье Лукреции. Но … на сегодняшний день искусствоведам практически не известно ни одного достоверного портрета великой римлянки и вполне может статься, что знаменитые картины Боттичелли, боготворившего ее, и есть ее единственное, правдивое изображение. Именно Лукреция Борджиа была первой «женщиной с картины Боттичелли».

В те времена девочки взрослели рано. В 10 лет Лукреция уже была помолвлена с двоюродным племянником миланского герцога Сфорца, и в 12 лет вышла за него замуж. О ее любовных отношениях с Боттичелли достоверных фактов не сохранилось. Боттичелли никогда не вел дневников, вообще ничего не записывал. Он никогда не был женат, ни одна из придворных дам или простолюдинок ни во Флоренции, ни в Риме никогда не считалась официально близкой к нему. Ходили слухи, что мастер принес монашеский обет, но Лукреция соблазнила его и позировала ему обнаженной.

После замужества Лукреции художник возвращается во Флоренцию. Вскоре до него доходят слухи, будто супруг узнал о любовной связи  герцогини с художником и в порыве ревности убил Лукрецию, точнее, уничтожил ее душу. Зимой Лукреция сильно простудилась. И герцог Сфорца послал за неким Домеником Салкедо. Тот был известен во всей Италии тем, что обладал редким даром – он был ловцом вампиров. Когда где-то обнаруживалась эта нечисть, Салкедо ловил ее и убивал.

И вот, желая отомстить Лукреции, супруг решил сделать ее вампиршей. Якобы Салкедо в точности исполнил приказ. Он доставил во дворец отловленного где-то вампира, и после его укуса Лукреция превратилась в настоящее исчадие ада. Правда, и сам герцог Сфорца по какой-то причине тоже вдруг превратился в вампира. Во всяком случае, он долго не выезжал из дома. Поговаривали, что он боится солнечного света.

Все эти невероятные россказни Боттичелли услышал в трактире от странствующего монаха. Он возмутился до глубины дущи, и за одну ночь в мастерской написал картину «Клевета», на которой впервые появляется женский образ, повторенный позднее в картине «Рождение Венеры». Образ, безусловно навеянный воспоминаниями о прекрасной Лукреции Борджиа.

На следующее утро Боттичелли поехал в Рим. Он боялся, что к его приезду Лукреция умрет, так как по пути он все время слышал о ее тяжелом состоянии. Но в день приезда художника Лукреции стало лучше.  Ранним утром Боттичелли стоял на площади перед кардинальским дворцом в Риме, когда Лукреция встала с постели и подошла к окну, раскрыв ставни. Они смотрели друг на друга – художник и его муза, и лучи восходящего солнца освещали их лица.

Так Сандро Боттичелли встретился с герцогиней Борджиа в последний раз. Всю оставшуюся жизнь он будет рисовать Лукрецию по памяти. Все прелестные нимфы  в его «Весне» — она. Все богини – она. И конечно, великая ботичеллиевская Венера, выходящая из пены морской – это тоже она, Лукреция, которую называли в Риме Венерой – Лисицей, грешной Венерой.

Если касательно «Весны» искусствоведы уверены, что она была создана по заказу герцога Медичи, и тому есть подтверждающие документы. То с картиной «Рождение Венеры» все сложнее. Кто был ее заказчиком на сегодняшний день неизвестно. Уже после смерти мастера картина хранилась вместе с «Весной» на вилле Кастелло, принадлежавшей Медичи, но как она туда попала – покрыто тайной.

Существует версия, что картину Боттичелли написал сам и намеревался послать ее в дар Лукреции Борджиа по случаю ее второго замужества. Но почему-то передумал. Вообще Боттичелли не был особенно образован в части знания греческих и римских текстов. Тем более удивительным представляется первоклассное изображение мифологических героев на картинах. Судя по тому, что они начали появляться на картинах Боттичелли после посещения художником Рима, где он частенько оказывался за столом кардинала Борджиа в кругу римской элиты. Возможно, это стало плодом просветительской деятельности Лукреции, которая обожала древний Рим и его легенды.

Сюжет картины «Рождение Венеры» полностью почерпнут из этого источника. Она иллюстрирует миф о рождении Афродиты. Обнаженная богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир в объятиях богини Флоры, своей супруги, дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. Легенда говорит, что Афродита, дочь бога Урана, родилась около острова Киферы из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там она вышла из морских волн. Ее окружили нимфы, облачили в золототканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Цветы пышно разрастались там, где ступала Афродита.

События во Флоренции, случившиеся в начале 90х годов 15 ого века снова заставляют Боттичелли вернуться к религиозной тематике. Воинствующий монах Сованаролла завладел умами горожан. Он призывал к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли пришлось увидеть самое страшное, что может вообразить себе художник – как озверевшая толпа сжигает на костре его творения. Удивительным образом самые великие картины мастера, и в частности «Весна» и «Рождение Венеры» спаслись.

Существует предположение, что они были тайно через посредника  вывезены в Рим и спрятаны в замке Борджиа.

Последние работы художника снова напоминают нам о Лукреции. В это время отец выдал Лукрецию в третий раз замуж за герцога Ферарры, и слухи о торжественном въезде герцогини в город наполняли Италию. Мастер создал несколько картин из жизни легендарной римлянки Лукреции, возлюбленной Брута, в честь которой собственно и поучила свое имя герцогиня Борджиа.

В последние годы жизни Сандро Боттичелли писал мало. Сказывались возраст, усталость и плохое состояние здоровья. Узнав об этом, Лукреция Борджиа послала во Флоренцию прислугу, которая помогала художнику по хозяйству, так же она регулярно выплачивала мастеру содержание и взяла под опеку больницу для бедных, которую Боттичелли основал на свои гонорары.

В апреле — мае 1510 года Боттичелли не вставал с постели, он сильно кашлял. Утром 17 мая 1510 года  слуга подошел к постели художника и обнаружил, что он не дышит. Похоронили одного из величайших мастеров эпохи Возрождения на кладбище  церкви Всех Святых во Флоренции.  У могилы стояли только священник, читавший молитвы и слуга.

Легенда говорит, что когда гроб уже стали засыпать землей из-за высокого эвкалипта появилась женская фигура, закутанная в черное. Она стояла поодаль, не приближаясь к могиле. Рассказывали, что это была Лукреция Борджиа, тайно покинувшая Феррару и проникшая во Флоренцию, чтобы проститься с мастером, обессмертившим ее имя. Но доподлинно это неизвестно.

Сама герцогиня Борджиа пережила тайного возлюбленного на девять лет. Она умерла в июне 1519 года, как будто от простуды. Но распространились слухи, что скорее всего легендарная герцогиня была отравлена.

Сандро Боттичелли  и его возлюбленная неожиданно явились миру и завладели умами любителей искусства еще раз. Это было уникальным явлением – они словно возродились в конце 19 века, когда группа молодых художников из Англии провозгласила итальянского мастера своим кумиром. Они называли себя «Братством прерафаэлитов» и воспевали итальянское искусство, каким оно было до прихода Рафаэля и его школы.

Мир снова увидел дивные боттичеллиевские краски, с ошеломляюще прекрасных полотен  на публику взирал бессмертный лик рыжеволосой Лукреции Борджиа, только теперь художникам позировала английская актриса Элизабет Сиддал, сыгравшая Лукрецию Борджиа в театре «Глобус» в пьесе Виктора Гюго.

Сандро Боттичелли. Автопортрет.

Холлидей Грейнджер в роли Лукреции Борджиа.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}