Конец 2021 года и начало 2022 года знаменуется целым созвездием юбилеев, связанных со знаменитыми «Русскими сезонами».

Конец 2021 года и начало 2022 года знаменуется целым созвездием юбилеев, связанных со знаменитыми «Русскими сезонами».

Конец 2021 года и начало 2022 года знаменуется целым созвездием юбилеев, связанных со знаменитыми «Русскими сезонами».  2021 год был объявлен годом  Сергея Прокофьева  в связи с его 130 летием со дня рождения. В 2022 году сразу два юбилея. !50 лет со дня рождения  главного вдохновителя  действа русского антрепренера и активного пропагандиста русского искусства  Сергея Дягилева и 140 лет со дня рождения автора бессмертной музыки к балетам «Петрушка», «Жар-птица» и другим шедеврам – Игоря Стравинского.

В связи  с яркими датами  мартовские номера журналов «Темные аллеи» и «На русских просторах» публикуют статьи Виктории Дьяковой о композиторах Стравинском и Прокофьеве.

Игорь Федорович Стравинский   родился в музыкальной семье, но в детстве не мечтал стать композитором. Отец Федор Стравинский служил оперным певцом в Мариинском театре. Мать будущего композитора Анна Холодовская играла на пианино и аккомпанировала отцу во время их совместных выступлений. Частенько  в гости к Стравинским наведывались композиторы  Цезарь Кюи и Николай Римский – Корсаков, критик Владимир Стасов, писатель Федор Достоевский.

Игорь появился на свет 17 июня 1882 года в Ораниенбауме. Начальное образование он получил во Второй Санкт-Петербургской гимназии, а затем перешел в гимназию Гуревича – одно из лучших учебных заведений столицы на тот момент. Учился Стравинский без старания, часто прогуливал занятия.  

Нельзя сказать, чтобы Стравинского с детства готовили к музыкальной карьере – он занимался музыкой, но ни он сам, ни его родители не относились к занятиям слишком серьезно.

Родители Стравинского прочили ему юридическую карьеру – престижную и весьма доходную. После окончания гимназии Стравинский поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Правда, лекции он частенько прогуливал. Вместо этого он наведывался к другу семьи композитору Римскому- Корсакову и брал у него уроки композиции. С 1902 года он пробовал сочинять и собственные произведения. Более того, Стравинский познакомился с Дягилевым и вошел в художественное объединение «Мир искусства». Вместе с членами кружка композитор посещал выставки, балеты и симфонические концерты. Так что к моменту окончания Университета Стравинский твердо решил, что юристом не станет, и отказался сдавать экзамены

Сергей Дягилев, одержимый идеей проведения «Русских сезонов», предложил  Стравинскому написать балет «Жар-птица». Он уже обращался к признанным авторитетам Анатолию Лядову и Николаю Черепнину, но они не справились с задачей. Так совпало, что Стравинский как раз в это время серьезно изучал русский фольклор и придумывал фабулу нового произведения о сказочной птице. Он с радостью откликнулся на предложение Дягилева. Всю зиму 1909 года композитор провел, сочиняя партитуру в тесном сотрудничестве с балетмейстером Михаилом Фокиным, а также  художниками Леоном Бакстом и Александром Головиным, которые работали над декорациями и костюмами.

Премьера спектакля состоялась в Париже 25 июня 1910 года и прошла с успехом. Однако сам Стравинский остался недоволен балетом. Он считал, что «движения танца и настоятельные требования музыкального ритма» не согласованы. Его поддержал и художник Александр Бенуа. «Пока хореографические затеи Фокина исполнялись артистами на репетициях, они представлялись фантастическими, — отмечал  он. – На сцене же все как-то заволокла неуместная, слишком элегантная пышность».

Следующими балетами Стравинского для «Русских сезонов» стали «Петрушка» и «Весна священная». В этих произведениях ярко проявился уже сформировавшийся почерк композитора – использование диссонансов, то есть  нетрадиционное сочетание нот.

Еще во время работы над балетом «Жар –птица» Стравинский много читал о верованиях и обычаях языческой Руси. «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы «Жар-птицы», — вспоминал Стравинский. – в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала».

Создавать «Весну священную» композитору помогал художник Николай Рерих – он интересовался язычеством  и знал много деталей. Рерих  участвовал в создании сценария. Он рисовал эскизы декораций и костюмов. Хореографию «Весны священной» поставил танцовщик Вацлав Нижинский.

Премьера балета состоялась во время «Русских сезонов» 29 мая 1913 года. Часть публики и критика восприняли балет негативно. «В зале волнения и крики доходили до неистовства, — вспоминала одна из участниц спектакля. – Люди свистели, ругали артистов и композитора, кричали, смеялись». Чтобы успокоить зал Дягилеву даже несколько раз пришлось выключать свет. Однако это не помогло, и спектакль пришлось прервать – премьера провалилась.

На следующий день баталии переместились на страницы прессы. Авторы разгромных статей писали об абсурдности постановки, другие полагали, что Стравинский создал балет будущего. «Это партитура, до которой мы дорастем только через несколько десятилетий», — замечал один из сторонников композитора.  Клод Дебюсси, который поддерживал со Стравинским дружеские отношения, так отозвался о мастере и его творениях: «Для меня Стравинский остается самым чудесным оркестровым механизмом этого времени…»

Октябрь 1917 ого усугубил положение. «Коммунистическая революция восторжествовала в России, и я был лишен последних средств к существованию, которые еще приходили время от времени оттуда, — пишет Стравинский. – Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны». А вскоре у супруги Стравинского  Екатерины обнаружили туберкулез.

В 1920 году Стравинские покидают Швейцарию и переселяются во Францию. «Эта страна стала для меня, изгнанника, второй родиной», — признавался композитор в конце жизни. Коко Шанель пригласила Стравинских пожить на ее вилле «Бель Респиро» в городке Гарш. Это был весьма экстравагантный дом – приметный в этом местечке. Снаружи стены были отделаны штукатуркой бежевого цвета, а ставни покрыты черным лаком. «Это было красиво, — вспоминал Стравинский. – Четыре черных мазка на окнах фасада, замечательно сочетавшихся с серой, слегка искривленной шиферной крышей. Дом стоял в глубине сада, и прохожие, — жители городка, — нередко останавливались, чтобы рассмотреть его. Ведь вокруг господствовал обычный нормандский стиль. Дом же, в котором мы жили, напоминал картину, часть театрального декора, и привлекал внимание».

На вилле Шанель семья провела зиму 1920-1921 годов. Кроме того, французская модистка спонсировала антрепризу Дягилева. Так они смогли снова подготовить к показу балет «Весна священная» в  Театре Елисейских полей. Стравинский стал идейным центром творчества целой группы, которая включала в себя музыкантов, поэтов, художников. Они называли его «Царь Игорь». Жан Кокто писал: «Весна священная» поизросла мощным деревом, оттесняя наш кустарник, и мы собирались было признать себя побежденными, как вдруг Стравинский вскоре сам присоединился к нашему кругу».

В процессе работы Дягилев знакомит Стравинского с художником Сергеем Судейкиным. Тот приглашает композитора в гости. Там Стравинский впервые встречает супругу художника, Веру – женщину, которая станет его второй женой.

Судейкины эмигрировали во Францию из России в 1920 году. О Вере современники вспоминали, как о «роковой женщине». Актриса Камерного театра, она снималась в кино, была известна как весьма одаренная художница. Вера родилась в семье петербургского фабриканта  французского происхождения Артура Артуровича Боссе. Ее мать Генриетта Федоровна Мальмгрен имела шведское происхождение. Семейное предание гласило, что имя девочке отец дал в честь героини романа Ивана Гончарова «Обрыв».

«Это была очень эффектная женщина, — вспоминал художник Александр Бенуа. – Красивая, полногрудая, статная, лупоглазая … Такой ярко выраженный русский тип». За Верой ухаживали многие мужчины из круга друзей дома. Не смог устоять и Стравинский. Вера вовлекла его в омут страсти, и  он вынужден был вести двойную жизнь, очень страдая от этого. Все это продолжалось без малого двадцать лет. «Могу только думать о тебе и сочинять музыку, — писал композитор Вере, – такую музыку, которая связана с тобой».

В 1920м году Стравинский сочиняет балет «Пульчинелла». На его создание композитора вдохновила музыка 18 века. Опираясь на нее, Стравинский создал новую оркестровку, которая отсылала к старинным мелодиям эпохи классицизма.

Путешествуя по Италии, в Неаполе, Стравинский несколько раз смотрел уличные кукольные спектакли – они и легли в основу сюжета «Пульчинеллы». Также в балете композитор постарался передать особенности комедии дель арте – представлений, на которых актеры выступали в масках и импровизировали на сцене.

Декорации к балету создал художник Пабло Пикассо. Премьера состоялась 15 мая 1920 года, и опять-таки публика отнеслась критически к балету. Стравинского обвинили в отходе от «истинно русского наследия». Но в ближнем круге композитора «Пульчинеллу» приняли с восторгом. «Я был от нее в упоении», — признавался Александр Бенуа.

В 1922 году Стравинский закончил работу над оперой-буфф «Мавра», созданной на основе поэмы Александра Пушкина «Домик в Коломне».

Следующие несколько лет Игорь Федорович почти не писал музыку. Супруга композитора болела, семья нуждалась в деньгах, и Стравинский много времени проводил на гастролях – выступал с оркестром, играл на фортепиано.

В 1927 голу Библиотека Конгресса в Вашингтоне прислала композитору заказ на небольшое музыкальное произведение на тему французского классицизма.  Стравинский читает Буало, и под впечатлением решает написать классический балет, в основу которого ляжет сюжет легенды о древнегреческом боге Аполлоне Мусагете, предводителе муз. «В воображении моем вставал так называемый белый балет, — вспоминал Стравинский. – В нем, на мой взгляд, выявлялась самая сущность танцевального искусства».

Постановщиком балета стал американский хореограф Джордж Баланчин. «Баланчин поставил танцы именно так, как мне хотелось, — рассказывал позднее Стравинский в интервью. – С этой точки зрения спектакль был настоящей удачей. По сути, это была первая попытка воскресить академический танец в произведении современном. Баланчин, проявивший много мастерства и фантазии, нашел для постановки танцев в «Аполлоне» группы, движения, линии большого благородства и изящной пластичности, навеянной красотой классических форм».  Костюмы для балета создала незаменимая подруга Стравинского  Коко Шанель.

Премьера  «Апполона Мусагета» состоялась 27 апреля 1928 года в Вашингтоне. В том же году балет показали в Париже на «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Вскоре Стравинский и Дягилев рассорились. Импресарио был недоволен, что Стравинский по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн написал балет «Поцелуй феи». «Он не смог простить меня, — признавался Стравинский. – Громогласно поносил и мой балет, и меня, как в частных кругах, так и в печати».

«Поцелуй феи» Стравинский создал, основываясь на наследии Чайковского. Ему же Игорь Федорович и посвятил свое произведение. Премьера балета состоялась в ноябре 1928 года.

Конец 30 х годов приносит композитору много горя. В ноябре 1938 гола от скоротечной чахотки умирает его тридцатилетняя дочь Людмила. А менее, чем через полгода, — 2 марта 1939 года, — от туберкулеза скончалась супруга Стравинского Екатерина. «До самой ее смерти мы были исключительно близки, — вспоминал с горечью Стравинский, — ближе, чем бывают влюбленные. Просто любовники могут оставаться чуждыми друг к другу, хотя и живут вместе всю жизнь и любят друг друга. И действительно самые сильные юношеские романы были у меня с другими девушками, но не одна из них не стала для меня столь близкой, как Екатерина Носенко». Но это было еще не все. Летом 1939 года скончалась мать Стравинского.

С трудом пережив потери, композитор решил во многом начать новую жизнь.  В сентябре 1939 года Игорь Стравинский переезжает в США. Он получил приглашение прочитать курс лекций в Гарвардском университете. Кроме того, начало Второй мировой войны и грозящая оккупация Франции заставили Стравинского поторопиться. Во Франции остается сын Стравинского Святослав, пианист и композитор. Он вступает добровольцем в армию и принимает участие в войне.

Вскоре в Америку к Стравинскому переезжает и Вера Судейкина. Они поженились 9 марта 1940 года. В 1945 году композитор получил американское гражданство. В течение всех лет, которые продлился их роман, Стравинский чувствовал угрызения совести, и призывал Веру вернуться к мужу. «Что нам с тобой делать? – писал он в одном из писем. – О, Верочка, я думаю, что это неизбежно, это важно, и ты должна вернуться. Третьего не дано, и я согласен с тобой, нельзя построить счастья на несчастье другого». Не звал он Веру и в Америку. Она сама приняла решение. Развелась с мужем и приехала к композитору без предупреждения – чтобы не отговаривал. Они прожили вместе тридцать один год – до самой смерти Стравинского в 1971 году. По просьбе композитора Вера похоронила его в Венеции на кладбище Сан-Микеле рядом с могилой его близкого друга Сергея Дягилева. Вера Артуровна пережила мужа на одиннадцать лет. Она умерла в 1982 году в возрасте 94 лет и также нашла покой на Сан-Микеле, рядом с супругом.

Осенью 1962 года Стравинский краткосрочно вернулся на родину – с гастролями. Его концерты прошли в Москве и Ленинграде с большим успехом. На них композитор сам дирижировал оркестром. В СССР прозвучали сюиты из оперы «Жар-птица», композиции «Фейерверк» и «Дубинушка». В 1966 году, уже будучи больным, Стравинский написал свое музыкальное завещание, своеобразные реквием. «Заупокойные песнопения» завершили всю мою творческую картину», — признавался он. Самым последним произведением композитора стала обработка духовных песен Хуго Вольфа.

И.Ф. Стравинский . Сцена из балета «Петрушка».

Сергей Сергеевич Прокофьев  с детства считался гением. «Музыка Прокофьева  была очень необычной, — отмечал великий пианист Святослав Рихтер. -.И если Стравинский разговаривал с богами, то Прокофьев – с дьяволами. Этот человек видел мир иначе. Ему открывались самые темные бездны реальности ».

Сергей  Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении  Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Его отец Сергей Александрович Прокофьев был агрономом, мать, Мария Григорьевна, урожденная Житкова, происходила из крепостных Шереметьевых, где с юных лет получила музыкальное образование и была неплохой пианисткой.

Отношения с Дягилевым у Сергея Сергеевича получились сложные. Они познакомились еще в Лондоне в 1913 году, когда Прокофьев с матерью путешествовали по Европе. «Дягилев прослушал мой Второй концерт, — записал Сергей Сергеевич, — пришел в восторг. Пригласил познакомиться».

В 1921 году Дягилев поставил прокофьевского «Шута». «Репетировали в Монте-Карло, — записал Прокофьев. – Городок скучен на холме, и кажется, состоит из одних казино и отелей».

Премьера состоялась в Париже в театре Гете Лирик 17 мая 1921 года. Дирижировал сам Прокофьев. «Мое появление у пульта было встречено хорошо, — записал композитор. —  Хлопали, я кланялся. По окончании – большой успех. Равель сказал, что это гениально, а Стравинский, что мой «Шут» — единственная модерная вещь, которую он  слушает с удовольствием».

Следующая задача, которую Дягилев поставил перед Прокофьевым, состояла в том, чтобы написать, как он выражался, «современный русский балет». «Я уточнил, большевисткий балет? – пишет Прокофьев. – Да, ответил он. – Я был далек от этого, — признается Прокофьев, — но все-таки взялся».

Постановку согласовали с советским послом Раковским. Сергей Прокофьев получил приглашение посетить с концертами Москву и Ленинград с концертами. «Обещали приличный гонорар, — признавался Прокофьев, — но по мне главное, чтобы дали вернуться назад, в Европу».

Премьера «Стального скока», — так назывался балет, — состоялась 7 июня 1927 года в Париже. « Четыре вызова, большой успех, — пишет Прокофьев. – Новая идея Дягилева – постановка «Блудного сына», библейский сюжет на русской почве. Мне нравится, я согласился».

Однако в 1928 году между Дягилевым и Прокофьевым наступает охлаждение   Дягилев ценил талант Прокофьева, но отдавал предпочтение Стравинскому, они были конкурентами. «Дягилев дает четыре вечера в Опера  в Париже,  все – Стравинский, целый фестиваль Стравинского, — пишет Прокофьев с явной обидой, — А  «Стальной скок» не дает, мол, незачем осквернять стены Парижской оперы большевистким балетом. А год назад убеждал меня, что и вовсе без Стравинского обойдется». «Да, Дягилев ценил их обоих, Прокофьева и Стравинского, — подтверждал  в одном из интервью сын композитора Святослав Прокофьев.  – Он говорил, у меня два сына, Сережа и Игорь. Он то приближал Стравинского, то за что-то обидевшись на него, снова обращался к Прокофьеву. Но отца задевало то, что Стравинский был признан всей Европой. Прокофьев не был так признан. Это его мучило. И это было одной из явных причин, что Сергей Сергеевич захотел вернуться в Россию, где его носили на руках во время турне».

 С.С. Прокофьев. Сцена из балета «Шут».       

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}