В ноябрьском номере журнала «Темные аллеи» опубликована статья Виктории Дьяковой о композиторе «Самый чудесный оркестровый механизм своего времени…»
Знаменитым композитора Игоря Стравинского сделало его сотрудничество с Сергеем Дягилевым и участие в «Русских сезонах» в Париже. За смелые эксперименты с музыкальной композицией и необычные сюжеты современники называли Стравинского «Великий Игорь». Декорации к его балетам создавали такие мастера кисти, как Александр Бенуа и Николай Рерих. Костюмы разрабатывала сама Коко Шанель. Постановку танцевальных номеров осуществляли гениальные Вацлав Нижинский и Джордж Баланчин.
Игорь Стравинский родился в музыкальной семье, но в детстве не мечтал стать композитором. Отец Федор Стравинский служил оперным певцом в Мариинском театре. Мать будущего композитора Анна Холодовская играла на пианино и аккомпанировала отцу во время их совместных выступлений. Частенько в гости к Стравинским наведывались композиторы Цезарь Кюи и Николай Римский – Корсаков, критик Владимир Стасов, писатель Федор Достоевский.
Игорь появился на свет 17 июня 1882 года в Ораниенбауме. Начальное образование он получил во Второй Санкт-Петербургской гимназии, а затем перешел в гимназию Гуревича – одно из лучших учебных заведений столицы на тот момент. Учился Стравинский без старания, часто прогуливал занятия.
Родители Стравинского прочили ему юридическую карьеру – престижную и весьма доходную. После окончания гимназии Стравинский поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Правда, лекции он частенько прогуливал. Вместо этого он наведывался к другу семьи композитору Римскому- Корсакову и брал у него уроки композиции. С 1902 года он пробовал сочинять и собственные произведения. Более того, Стравинский познакомился с Дягилевым и вошел в художественное объединение «Мир искусства». Вместе с членами кружка композитор посещал выставки, балеты и симфонические концерты. Так что к моменту окончания Университета Стравинский твердо решил, что юристом не станет, и отказался сдавать экзамены.
Вслед за этим в январе 1906 года Стравинский совершил еще один решительный поступок. Он тайно обвенчался со своей кузиной Екатериной Носенко. По закону браки между двоюродными братьями и сестрами были запрещены, и Стравинскому пришлось приложить немало усилий, чтобы найти церковь, где влюбленных обвенчают.
Екатерину Носенко Стравинский знал с раннего детства. Она родилась в Киеве в 1881 году и была дочерью врача и землевладельца Гавриила Носенко и сестры матери Стравинского Марии. Гавриил Носенко служил врачом при Киевском тюремном замке. В 1890 м году он купил винокуренный завод и несколько тысяч гектаров земли в маленьком селе Устилуг в Волынской области.
Стравинский впервые встретился с Екатериной в девять лет, в имении тетки. «С первого же часа, проведенного вместе мы, казалось, отдали себе отчет в том, что в один прекрасный день поженимся, — писал композитор позднее. – так, по крайней мере, мы говорили друг другу. Наши отношения всегда больше походили на отношения брата и сестры. Я был очень одиноким ребенком и мечтал о сестре. Екатерина, которая доводилась мне кузиной, вошла в мою жизнь на десятом году как долгожданная сестра и стала самым близким другом и товарищем в играх, что и продолжалось вплоть до нашей женитьбы».
После свадьбы Стравинский заложил новый дом на берегу реки Луги примерно в километре от Устилуга. Дом строили по собственному плану композитора. В нем было два больших камина с трубами и балкон в сторону реки. Строительство было завершено в 1907 году, и с этого времени семья проводила там часть каждого лета.
В 1908 году умер наставник Стравинского – Николай Андреевич Римский- Корсаков. Своему учителю композитор посвятил «Погребальную песню». В это время Сергей Дягилев, одержимый идеей проведения «Русских сезонов», предложил Стравинскому написать балет «Жар-птица». Он уже обращался к признанным авторитетам Анатолию Лядову и Николаю Черепнину, но они не справились с задачей. Так совпало, что Стравинский как раз в это время серьезно изучал русский фольклор и придумывал фабулу нового произведения о сказочной птице. Он с радостью откликнулся на предложение Дягилева. Всю зиму 1909 года композитор провел, сочиняя партитуру в тесном сотрудничестве с балетмейстером Михаилом Фокиным, а также художниками Леоном Бакстом и Александром Головиным, которые работали над декорациями и костюмами.
Премьера спектакля состоялась в Париже 25 июня 1910 года и прошла с успехом. Однако сам Стравинский остался недоволен балетом. Он считал, что «движения танца и настоятельные требования музыкального ритма» не согласованы. Его поддержал и художник Александр Бенуа. «Пока хореографические затеи Фокина исполнялись артистами на репетициях, они представлялись фантастическими, — отмечал он. – На сцене же все как-то заволокла неуместная, слишком элегантная пышность».
Следующими балетами Стравинского для «Русских сезонов» стали «Петрушка» и «Весна священная». В этих произведениях ярко проявился уже сформировавшийся почерк композитора – использование диссонансов, то есть нетрадиционное сочетание нот.
Еще во время работы над балетом «Жар –птица» Стравинский много читал о верованиях и обычаях языческой Руси. «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы «Жар-птицы», — вспоминал Стравинский. – в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала».
Создавать «Весну священную» композитору помогал художник Николай Рерих – он интересовался язычеством и знал много деталей. Рерих участвовал в создании сценария. Он рисовал эскизы декораций и костюмов. Хореографию «Весны священной» поставил танцовщик Вацлав Нижинский.
Премьера балета состоялась во время «Русских сезонов» 29 мая 1913 года. Часть публики и критика восприняли балет негативно. «В зале волнения и крики доходили до неистовства, — вспоминала одна из участниц спектакля. – Люди свистели, ругали артистов и композитора, кричали, смеялись». Чтобы успокоить зал Дягилеву даже несколько раз пришлось выключать свет. Однако это не помогло, и спектакль пришлось прервать – премьера провалилась. На следующий день баталии переместились на страницы прессы.
С 1910 года Стравинский – в постоянных разъездах. То в Париже, где проходят премьеры его произведений, то в Петербурге, где он живет постоянно, то в Швейцарии, куда уезжает с семьей на самые холодные месяцы. В начале июля 1914 года он без семьи навещает имение Устилуг, и пробыв там десять дней, уезжает в Киев, даже не предполагая, что фактически это его последний визит в Россию – старую, царскую Россию.
Возвращаясь в Базель через европейские столицы, — Варшаву, Берлин, — Стравинский обращает внимание, какое нервное напряжение царит повсюду. Он ясно чувствует, что мир – накануне серьезных событий.
Из-за войны антреприза Дягилева не могла работать в привычном режиме, и материальное положение Стравинского становилось все хуже. Денег требовалось много – накануне войны супруга Стравинского родила их четвертого ребенка, дочь Милену. К тому же на рождение внучки приехала мать, и ее надо было как-то отправить назад, в Россию – а это было сложно и дорого.
1917 год с самого начала принес потрясения. Незадолго до Рождества Стравинский серьезно заболел межреберной невралгией, и временами из-за этого практически не мог дышать, а ноги оказались почти парализованными. Весной умерла старушка- воспитательница Берта, которая вырастила самого Стравинского и заботилась о его детях в Швейцарии. А спустя несколько недель из России пришла печальная весть – на румынском фронте от сыпного тифа умер брат композитора Гурий.
В 1920 году Стравинские покидают Швейцарию и переселяются во Францию. На вилле Шанель семья провела зиму 1920-1921 годов. Кроме того, французская модистка спонсировала антрепризу Дягилева. Так они смогли снова подготовить к показу балет «Весна священная» в Театре Елисейских полей. Стравинский стал идейным центром творчества целой группы, которая включала в себя музыкантов, поэтов, художников. Они называли его «Царь Игорь». Жан Кокто писал: «Весна священная» произросла мощным деревом, оттесняя наш кустарник, и мы собирались было признать себя побежденными, как вдруг Стравинский вскоре сам присоединился к нашему кругу».
В процессе работы Дягилев знакомит Стравинского с художником Сергеем Судейкиным. Тот приглашает композитора в гости. Там Стравинский впервые встречает супругу художника, Веру – женщину, которая станет его второй женой.
Вера с отличием окончила гимназию с правом преподавать математику и французский язык. Она также получила музыкальное образование, беря уроки у пианиста Давида Шора. В 1910 году она поступила в Берлинский университет, где на первом курсе изучала философию и естественные науки, а на втором перешла на факультет искусств и занималась историей архитектуры.
После начала Первой мировой войны Вера вернулась в Россию и поступила в балетную школу Лидии Нелидовой в Москве. Ее пригласили сниматься в кино. В 1914 – 1915 годах Вера сыграла несколько ролей в фильмах, поставленных Я. Протазановым и В. Гардиным. Ее заметил руководитель Камерного театра Александр Таиров и пригласил в труппу. По легенде, представляя актрису труппе, Таиров сострил: «Не было ни гроша, и вдруг Шиллинг» (фамилия Веры по ее первому мужу, немецкому студенту). Однако больших и серьезных ролей Вере получить не удалось. В 1915 году она встречается с художником Сергеем Судейкиным и переезжает к нему в Петербург, бросив театр и мечту об артистической карьере.
«Это была очень эффектная женщина, — вспоминал художник Александр Бенуа. – Красивая, полногрудая, статная, лупоглазая … Такой ярко выраженный русский тип». За Верой ухаживали многие мужчины из круга друзей дома. Не смог устоять и Стравинский. Вера вовлекла его в омут страсти, и он вынужден был вести двойную жизнь, очень страдая от этого. Все это продолжалось без малого двадцать лет. «Могу только думать о тебе и сочинять музыку, — писал композитор Вере, – такую музыку, которая связана с тобой».
В 1922 году Стравинский закончил работу над оперой-буфф «Мавра», созданной на основе поэмы Александра Пушкина «Домик в Коломне». Следующие несколько лет Игорь Федорович почти не писал музыку. Супруга композитора болела, семья нуждалась в деньгах, и Стравинский много времени проводил на гастролях – выступал с оркестром, играл на фортепиано.
В 1927 голу Библиотека Конгресса в Вашингтоне прислала композитору заказ на небольшое музыкальное произведение на тему французского классицизма. Стравинский читает Буало, и под впечатлением решает написать классический балет, в основу которого ляжет сюжет легенды о древнегреческом боге Аполлоне Мусагете, предводителе муз. «В воображении моем вставал так называемый белый балет, — вспоминал Стравинский. – В нем, на мой взгляд, выявлялась самая сущность танцевального искусства».
Постановщиком балета стал американский хореограф Джордж Баланчин. «Баланчин поставил танцы именно так, как мне хотелось, — рассказывал позднее Стравинский в интервью. – С этой точки зрения спектакль был настоящей удачей. По сути, это была первая попытка воскресить академический танец в произведении современном. Баланчин, проявивший много мастерства и фантазии, нашел для постановки танцев в «Аполлоне» группы, движения, линии большого благородства и изящной пластичности, навеянной красотой классических форм». Костюмы для балета создала незаменимая подруга Стравинского Коко Шанель.
Премьера «Апполона Мусагета» состоялась 27 апреля 1928 года в Вашингтоне. В том же году балет показали в Париже на «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Вскоре Стравинский и Дягилев рассорились. Импресарио был недоволен, что Стравинский по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн написал балет «Поцелуй феи». «Он не смог простить меня, — признавался Стравинский. – Громогласно поносил и мой балет, и меня, как в частных кругах, так и в печати».
«Поцелуй феи» Стравинский создал, основываясь на наследии Чайковского. Ему же Игорь Федорович и посвятил свое произведение. Премьера балета состоялась в ноябре 1928 года.
В начале 30х годов Стравинский увлекается античной историей и древнегреческой мифологией. Он написал оперу «Царь Эдип» и мелодраму «Персефона». Интересовался он в это время и библейскими сюжетами, «стремясь передать сущностное, надличное, веками отстоявшееся, но всегда живое и непреходящее средствами современного искусства».
Конец 30 х годов приносит композитору много горя. В ноябре 1938 гола от скоротечной чахотки умирает его тридцатилетняя дочь Людмила. А менее, чем через полгода, — 2 марта 1939 года, — от туберкулеза скончалась супруга Стравинского Екатерина. «До самой ее смерти мы были исключительно близки, — вспоминал с горечью Стравинский, — ближе, чем бывают влюбленные. Просто любовники могут оставаться чуждыми друг к другу, хотя и живут вместе всю жизнь и любят друг друга. И действительно самые сильные юношеские романы были у меня с другими девушками, но не одна из них не стала для меня столь близкой, как Екатерина Носенко». Но это было еще не все. Летом 1939 года скончалась мать Стравинского.
С трудом пережив потери, композитор решил во многом начать новую жизнь. В сентябре 1939 года Игорь Стравинский переезжает в США. Он получил приглашение прочитать курс лекций в Гарвардском университете. Кроме того, начало Второй мировой войны и грозящая оккупация Франции заставили Стравинского поторопиться. Во Франции остается сын Стравинского Святослав, пианист и композитор. Он вступает добровольцем в армию и принимает участие в войне.
Вскоре в Америку к Стравинскому переезжает и Вера Судейкина. Они поженились 9 марта 1940 года. В 1945 году композитор получил американское гражданство. В течение всех лет, которые продлился их роман, Стравинский чувствовал угрызения совести, и призывал Веру вернуться к мужу. «Что нам с тобой делать? – писал он в одном из писем. – О, Верочка, я думаю, что это неизбежно, это важно, и ты должна вернуться. Третьего не дано, и я согласен с тобой, нельзя построить счастья на несчастье другого». Не звал он Веру и в Америку. Она сама приняла решение. Развелась с мужем и приехала к композитору без предупреждения – чтобы не отговаривал. Они прожили вместе тридцать один год – до самой смерти Стравинского в 1971 году. По просьбе композитора Вера похоронила его в Венеции на кладбище Сан-Микеле рядом с могилой его близкого друга Сергея Дягилева. Вера Артуровна пережила мужа на одиннадцать лет. Она умерла в 1982 году в возрасте 94 лет и также нашла покой на Сан-Микеле, рядом с супругом.
Вера Судейкина в молодости
Вера и Игорь Стравинские в США