В журнале – большой раздел, посвященный году театра. В разделе опубликована статья Виктории Дьяковой об оригинальной постановке оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин», осуществленной польским режиссером Андрием Жолдаком. Статья называется. «Онегин — весь в черном».
Спектакль был удостоен Высшей национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Работа режиссера в опере» (Андрий Жолдак), «Работа художника по свету в музыкальном театре». Отклики на спектакль критиков по большей части положительные. В частности один из критиков писал: «Евгений Онегин» — визитная карточка русской оперы для всего мира и рассказ о русской душе для чуткого слушателя. Андрий Жолдак представляет нам опыт радикального прочтения оперы. Вначале он кажется шокирующим, но является ошеломляюще познавательным. Спектакль вызывает сверхэмоцианальную реакцию. Психологический театр Чайковского переведен в другую систему образности – условно метафорическую. Антихрестоматийность трактовки поражает. Образная система спектакля повышает градус чувств, обнажает сокрытое, превращает эмоции в страсти». «Для меня партитура Онегина – это лес, в котором только что прошел дождь, — рассказывал в интервью Андрий Жолдак. – Капли воды остались на листве деревьев. Каждый такт музыки Чайковского пропитан этой влагой, эротизмом и нежностью».
Итак. Свет гаснет. Раздвигается занавес. И мы отказываемся… в царстве Снежной королевы. Перед нами – царство льда, царство белизны. Белые декорации, белые костюмы действующих лиц, причем, весьма современные. И только несколько черных шаров, прокатывающихся то и дело по сцене, и черные тени, пробегающие по стенам, предвещают наступление тьмы.
Надо отметить, что весь спектакль Жолдака выдержан только в двух цветах – белом и черном. Критики назвали этот прием «монохромной эстетикой Жолдака». «Последовательно на протяжении всего спектакля белый цвет уступает свои позиции черному, и в финале наступает полный мрак. Декорации, исполненные ледяного символизма, декларируют неотвратимость рока, нависшего над героями».
Беспечная юность Татьяны и Ольги, их игры с няней – все проходит на первых порах весело и беззаботно. И надо отметить, что погружаясь в спектакль, уже не обращаешь внимания на то, что Татьяна достает бутылку воды из …холодильника. Костюмы героев тоже символичны – Ольга вся в белых одеяниях, но на белом платье Татьяны виднеются черные бусы. Это символ будущих страстей, которые едва не погубят ее. Тьма стучится в дверь – она то и дело распахивается под напором сильного ветра. Но окончательно входит в дом с появлением Онегина, одетого… в элегантный черный костюм.
Со встречи Татьяны и Онегина демоническое начало начинает разрушать привычную, сахарно-белую «пастораль». Черные пики зла просовываются из камина, в костюме Татьяны появляется все больше черных аксессуаров, ее поведение становится резче, она подходит к грани, за которой … крах.
Дуэль Онегина и Ленского – это последнее страстное, эпическое столкновение света и тьмы, после которого Ленского кладут в черный гроб и декорации окончательно начинают «чернеть». В последнем акте на сцене – все черно. Костюмы героев – черные, платье княгини Греминой – это черное атласное одеяние с огромным сверкающим шлейфом, похожим на хвост библейского змея-искусителя.
И только несколько белых шаров прокатываются по сцене, точно блеклые воспоминания о разрушенных надеждах. Волшебная музыка Чайковского обрамляет все действо. В конце спектакля на сцену выходит маленькая девочка – дочь Татьяны, — она одета в белое и несет с собой белую игрушку. Это символ надежды на будущее. Возможно, ее ждет светлая дорога.
Диалог Онегина и Татьяны
Сцена дуэли Онегина и Ленского. Спектакль Михайловского театра. Постановка А.Жолдака