В журнале опубликована статья Виктории Дьяковой, посвященная знаменитому деятелю Серебряного века антрепренеру Сергею Дягилеву.
Многие современники использовали яркие метафоры, описывая личность Дягилева. Так, В. Серов частенько называл его «лучезарным солнцем русской культуры». А. Бенуа — «Петром Великим, открывший русского искусство Европе». Андрей Белый, — со свойственной ему выразительностью — «Нероном в черном смокинге над пламенеющим Римом». Но главным для Сергея Павловича всегда было служение музам.
Сергей Дягилев родился 19(31)марта 1872 года в местечке Селищи Новгородской губернии. Его отец, офицер-кавалергард Павел Павлович Дягилев, был потомственным дворянином. Мать умерла вскоре после рождения отпрыска. Мальчика воспитывала мачеха Елена Валерьяновна Панаева, дочь В.А. Панаева, известного русского инженера, мемуариста, экономиста. В раннем детстве Сергей жил в Петербурге, затем семья перебралась в Пермь, откуда пошли Дягилевы и куда перевели служить отца.
В Перми Дягилевы поселились в большом доме на углу улиц Сибирской и Большой Ямской. Он сразу стал центром притяжения интеллигенции, в городе его даже называли «Пермскими Афинами».
В Перми Сережа пошел в гимназию, которую окончил в 1890 году. После гимназии — только в Петербург, где цвет науки, искусства, культуры. Тем более что юношу согласилась приютить у себя тетушка, сестра отца Анна Павловна Философова, известная благотворительница.
В Петербурге Сергей Дягилев поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, и параллельно учится музыке у Н.А. Римского – Корсакова в Петербургской консерватории.
Вместе с Дмитрием Философовым, сыном Анны Павловны, и его школьным другом Александром Бенуа Дягилев создает первый в России художественный журнал «Мир Искусства». Вокруг журнала объединяются такие знаменитые художники как Врубель, Серов, Левитан.
Компания организовывает резонансные выставки: нашумевший показ немецких акварелистов, выставку скандинавских художников в музее Штиглица в 1898 году.
Активность Дягилева не остается незамеченной. В 1899 году Директор Императорских Театров князь Сергей Волконский назначает Сергея Дягилева чиновником по особым поручениям и доверяет ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров».
Однако не всех устраивает деятельность главного редактора. Вскоре разражается скандал — начальство осталось недовольно новациями Сергея Павловича. Во время подготовки балета «Сильвия» в Мариинском театре декорации сочли слишком вызывающими — и Дягилев лишился своего поста.
В 1904 году Дягилев уезжает из Петербурга заграницу. Журнал «Мир искусства» прекращает свое существование.
В Париже Сергей Павлович всерьез задумывается о том, чтобы организовать ежегодные заграничные концерты русских артистов. Вначале Дягилев сосредоточился на опере. Первый «Русский сезон» в Париже получился полностью музыкальным. В нем принимали участие композиторы Н.А. Римский-Корсаков, А.К.Глазунов, С.В. Рахманинов. Пел Ф.И.Шаляпин. В 1908 году Европа в рамках «Русских сезонов» увидела оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Все было чрезвычайно пышно, интеллектуально, и вроде бы имело успех в прессе. Но… предприятие оказалось убыточным, Дягилев прогорел. Такой результат привел Сергея Павловича к мысли, что пожалуй не стоит диктовать публике вкусы, а скорее надо следовать ее предпочтениям. А значит… надо показывать балет! Искусство, понятное всем без перевода.
В процессе подготовки спектаклей, Дягилев проявляется как яркий антрепренер, новатор, первооткрыватель талантов. Для заграничных гастролей он приглашает самых знаменитых звезд русского императорского балета – А. Павлову, Т.Карсавину, Е. Гельцер.
Его сподвижником и единомышленником становится М. Фокин. Наконец, в 1908 году Дягилев встречает юного артиста, который станет величайшей балетной звездой. Это был Вацлав Нижинский.
Сотрудничество с композитором Игорем Стравинским оказалось очень важным для Дягилева и его «Сезонов». «Это была впечатляющая пара, — замечал писатель Стивен Уолш.- Они были похожи на героев русских карикатур. Вечером обнимались и выпивали вместе, а днем отчаянно ругались из-за денег и контрактов».
Стравинский писал музыку, великолепные танцовщики выступали на сцене, великие художники, такие как Бакст, Бенуа, Рерих, показывали свои картины на выставках.
Сам Дягилев как бы оставался в тени. Но именно он являлся вдохновителем всего фантастического действа под названием «Русские сезоны», которое за двадцать лет существования полностью изменило традиционное представление о театре и танце, а также способствовало расцвету балета в странах, где этот жанр вовсе не был развит.
Изменение политической ситуации в Европе, начало Первой мировой войны – эти события не оставили Дягилева безучастным. Он создает новую труппу «Русский балет Дягилева».
Сергей Павлович резко меняет стилистику представлений и обращается к авангарду. Если прежде Дягилев привлекал к оформлению спектаклей художников «Мира искусства», то теперь его основными «декораторами» становятся такие мастера как Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. «Я был поражен встречей с Дягилевым, — вспоминал художник. – Это вдохновенный энтузиаст, отдавший себя служению искусству с какой-то языческой страстностью».
Начиная с зимы 1923 года, Дягилев и его артисты репетировали в Монте-Карло, гастролировали в Италии, Германии, США. Увы, гастроли в России, на сцене в Санкт-Петербурге организовать так и не удалось, несмотря на все старания Сергея Павловича. Ни до революционных событий 1917 года, ни после них.
Труппа «Русский балет Дягилева» существовала до 1929 года, практически до смерти создателя. Последнее выступление состоялось в Виши 4 августа 1929 года.
Напряженная, полная переживаний и эмоциональных всплесков жизнь подкосила здоровье Сергея Павловича. В 1921 году у него диагностировали сахарный диабет. На почве заболевания появилось и страшное последствие – фурункулез.
В Венеции Сергей Павлович поселился в отеле «Гранд-отель де Бан де Мер» и с 12 августа уже не вставал с постели. Но даже на смертном одре он продолжал строить творческие планы – мечтал поставить Вагнера и Чайковского.
Болезнь быстро прогрессировала. К вечеру 16 августа температура поднялась до сорока одного градуса. Дягилев потерял сознание и скончался на рассвете 19 августа 1929 года.
У знаменитого антрепренера, который легко распоряжался миллионами, не нашлось средств на похороны, его погребение оплатили Мисси Серт и известная французская модистка Коко Шанель, которая шила костюмы для спектаклей Дягилева.
После короткой панихиды в соответствии с обрядом православной церкви, тело было перенесено на остров Сан-Микеле и захоронено в православной части кладбища. В Париже 27 августа друзья Дягилева заказали панихиду в соборе Александра Невского.
В Венеции Сергей Павлович поселился в отеле «Гранд-отель де Бан де Мер» и с 12 августа уже не вставал с постели. Но даже на смертном одре он продолжал строить творческие планы – мечтал поставить Вагнера и Чайковского.
К вечеру 16 августа температура поднялась до сорока одного градуса. Дягилев потерял сознание и скончался на рассвете 19 августа 1929 года.
У знаменитого антрепренера, который легко распоряжался миллионами, не нашлось средств на похороны, его погребение оплатили Мисси Серт и известная французская модистка Коко Шанель, которая шила костюмы для спектаклей Дягилева.
После короткой панихиды в соответствии с обрядом православной церкви, тело было перенесено на остров Сан-Микеле и захоронено в православной части кладбища. В Париже 27 августа друзья Дягилева заказали панихиду в соборе Александра Невского.
Лев Бакст. Портрет Сергея Дягилева с няней
Александра Данилова и Серж Лифарь . Балет «Аполлон Мусагет», «Русские сезоны» в Париже