21 мая Виктория Дьякова выступила на площадке журнала «Невский альманах» с рассказом о деятелях культуры – юбилярах 2023года: Александре Николаевиче Островском – 200 лет со дня рождения, Сергее Васильевиче Рахманинове – 150 лет со дня рождения, Михаиле Михайловиче Пришвине – 150 лет со дня рождения.
Кроме того, газета «Литературная Россия» опубликовала статью, посвященную творчеству Виктории Дьяковой, в частности одному из исторических романов автора «Госпожа Камергер». Автор статьи Иван Сабило отметил глубокую проработку образа главной героини, француженки Мари-Клер, волей судеб оказавшейся в России и связавшей жизнь со служением этой стране. Лихо закрученный сюжет, с элементами детектива. Вечное противостояние добра и зла, верности и подлости, отваги и предательства.
В преддверии Книжного салона журнал «Невский альманах» в майском номере опубликовал статью Виктории Дьяковой, посвященную одному из юбиляров книжного салона Михаилу Пришвину.
Самым неожиданным явлением в наследстве Михаила Пришвина оказались, по мнению литературоведов, даже не изумительные рассказы о природе, которые все мы знаем с детства, а его дневники. В них Михаил Михайлович не стеснялся высказываться нелицеприятно о сталинской власти, и попади хотя бы строчка из дневника на глаза какому-нибудь чекисткому работнику в то время, карьера Пришвина была бы разрушена. Супруга Михаила Михайловича Валерия Дмитриевна спрятала дневники после смерти писателя в железный ящик, запаяла его и закопала в землю – до лучших времен. Такие времена наступили в 90 е годы двадцатого века, и любимый детский писатель открылся читателям совсем с иной стороны.
Михаил и Валерия Пришвины со своими питомцами
А журнал «Темные аллеи» в майском выпуске публикует статью Виктории Дьяковой о великом дирижере Евгении Мравинском. В 2023 году маэстро исполняется 120 лет.
Евгений Александрович Мравинский родился в Санкт-Петербурге 22 мая (4 июня) 1903 года в дворянской семье. Его ближайшими родственницами, тетушками, были известная революционерка Александра Коллонтай и сопрано Мариинского театра Евгения Мравина. Дед по отцовской линии – военный инженер, генерал-майор. Он участвовал в обороне Петропавловска – Камчатского в 1854 году. Отец Александр Константинович, выпускник Императорского училища правоведения, состоял членом консультации при Министерстве юстиции, служил окружным юрисконсультом военно- окружного совета Петроградского военного округа, имел чин тайного советника (генерала). Мать Елизавета Николаевна происходила из дворянской семьи Филковых. Она была большой поклонницей театра и музыки.
Евгений был единственным сыном в семье. Так получилось, что Елизавета Николаевна узнала о том, что станет матерью, находясь в Венеции. Она всегда считала, что сама судьба распорядилась так, чтобы ее сын посвятил себя прекрасному.
С шести лет родители начали обучать Евгения игре на фортепиано, его всегда брали на симфонические концерты, у семьи был постоянный абонемент в Мариинский театр.
Семья проживала недалеко от театра в большой квартире на Средней Подъяченской улице, и Евгений, возвращаясь из гимназии, нередко заглядывал на репетицию к тетушке.
Природа сильно занимала мальчика. И в свободное время он с ближайшими друзьями по гимназии уезжал в пригороды Петербурга с сачком, чтобы изучать окружающий мир.
Революция 1917 года положила конец прежней жизни. Умер отец. По одной из версий он был застрелен на улице. Вместо большой квартиры с анфиладой комнат семья вынуждена была ютиться в крохотной комнатке в коммуналке. Нищета, голод. Елизавете Николаевне с трудом удалось устроиться в Мариинский театр швеей.
В 1938 году, одержав блистательную победу на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве Мравинский был назначен приказом комитета по делам искусств при Совете Народных комиссаров СССР руководить оркестром Ленинградской филармонии.
«Мне вспоминается, что я начал с введения строгой дисциплины, — записал позднее Мравинский. – Вначале это не всем нравилось. А музыканты – народ с юмором. И надо было обладать выдержкой, чтобы не растеряться и настойчиво утверждать свои принципы в работе. Понадобилось время, чтобы мы полюбили друг друга».
Коллектив Ленинградской филармонии в то время действительно был непростой, строптивый. Трудно было представить, что именно Мравинский проработает с этим оркестром более пятидесяти лет.
Евгений Александрович Мравинский на репетиции