«Какие мне снятся сны иногда! Не сны, а видения, призраки! Они уплотняются, обретают форму. Я будто, вижу все со стороны. Я знаю совершенно точно, что музыка заколдовывает время. Я много знаю. Знаю наперед. Мне рассказывают. Я чувствую особую связь», — так писал композитор Скрябин в дневнике. С юных лет он остро чувствовал свою избранность, свое особое предназначение.
Александр Николаевич Скрябин родился 25 декабря 1871 года в Москве. Его отец, Николай Александрович Скрябин, в будущем действительный статский советник и видный дипломат, в то время был еще студентом Московского Университета. Мать Скрябина Любовь Петровна, урожденная Щетинина, была очень талантливой пианисткой и рано умерла, когда Саше исполнился год.
В мальчике очень рано проявился музыкальный талант, доставшийся в наследство от матери. Его кумирами стали любимые композиторы матери Лист и Шопен, сочинения которых она исполняла лучше всего. Вначале дед отдал Сашу в Кадетский корпус, чтобы тот стал офицером, как он сам, но увлечение музыкой перевесило – Саша поступил в Консерваторию.
В консерватории Александр познакомился с молодой талантливой пианисткой Верой Исаакович, происходившей из московских дворян. В августе 1897 года они обвенчались. Брак был скорее вынужденным, Александру хотелось избавиться от опеки родственников. После окончания Консерватории Скрябин концертирует, преподает.
В конце 1902 года в доме Скрябина появляется новая ученица. Ее зовут Татьяна Федоровна Шлецер. И хотя Скрябин не любит давать уроки игры на фортепиано, — он считает это унизительным для композитора, — на этот раз с радостью соглашается.
Танечка Шлецер происходила из семьи иностранцев, обосновавшихся в России. Она окончила пансион в Витебске, училась игре на фортепьяно.
С творчеством Скрябина Татьяна познакомилась в четырнадцать лет и сразу увлеклась его музыкой – никакой иной музыки играть она не хотела. Татьяна твердо решила отправиться в Москву и познакомиться со Скрябиным лично. Посредником стал ее брат Борис, познакомившийся со Скрябиным еще в 1896 году.
В ноябре 1902 года Татьяна Шлецер приехала в Москву и остановилась в гостинице «Принц», куда Борис и пригласил Скрябина, чтобы познакомить с сестрой. Едва увидев композитора, Татьяна сразу объявила ему, что собирается брать у него уроки. «Кто ваш любимый композитор?» — спросил Скрябин. И она без запинки ответила: «Вы! Прошу вас, сыграйте!» В тот вечер Скрябин с упоением играл до 11 часов вечера, пока это было разрешено в гостинице, а затем вся троица переместилась домой к Скрябину, где композитор играл до 2 часов ночи.
О внешности Татьяны Федоровны сохранились противоречивые мнения. Одна из дочерей Скрябина Мария описывает ее, как довольно мрачную особу, называя «маленькой, коротконогой и злой». «Она никогда не смеялась, всегда была чем-то недовольна».
Сам Скрябин после первого знакомства с Татьяной испытывал недоумение и опасения. Он был насторожен и смущен и внешним видом новой знакомой, и ее неуемными восхвалениями в свой адрес. Всегда очень подозрительный насчет всякой заразы, он сказал Вере Ивановне, как только Шлецеры ушли: «Вера, помой чашку хорошенько, у девицы чахоточный вид».
Но вскоре он уже забыл о предосторожностях. Льстивые восторги Шлецеров сделали свое дело — Скрябин находился в необыкновенном воодушевлении от знакомства с ними уже через несколько дней. Они много времени проводили вместе.
Вера Ивановна терпела из последних сил. Она не хотела разрушать семью. Но разрыв назревал. Скрябин был уверен, что «Танечка думает, как он, так же чувствует, как он». Она – полная противоположность Вере, экстатичная, вдохновенная, страстная натура. «В тот год вначале Скрябины частенько бывали у нас вместе, — вспоминал один из друзей семьи, — по мере развития конфликта, стали бывать реже, и – поодиночке».
Скрябин все больше сосредотачивается на себе, на своем особом предназначении. Он как будто обретает второе дыхание в творчестве. В феврале 1904 года Скрябин, устав от сплетен и слухов, уезжает на постоянное место жительство в Женеву.
Он усиленно занимается с Верой Ивановной, готовя ее к самостоятельной жизни концертирующей пианистки. Вера соглашается, во всяком случае, внешне. Когда, по его мнению, Вера Ивановна набрала необходимый опыт, Скрябин вызвал Татьяну Федоровну в Швейцарию.
Простуженная, вечно недомогающая, Татьяна едет к Скрябину, и подталкивает его к окончательному разрыву с Верой. В последний момент Скрябин как будто прозревает. Он пишет давнему другу: «Я совершаю что-то ужасное, что меня погубит! Прошу не думайте обо мне скверно!»
Но отступать уже поздно. Вера как будто смирилась, она стойко выдержала решающий разговор. Посоветовавшись с друзьями, она пообещала развод в обмен на свободный паспорт. Однако, получив его, сразу изменила решение, обрекая соперницу на вечное, унизительное положение любовницы. От этого «клейма» Татьяне Федоровне не удалось избавиться до конца жизни.
В связи с денежными затруднениями, начавшимися в это время, Скрябин принимает решение переехать в Италию, где в городке Больяско он снимает никазистый домик у железной дороги. Здесь они с Татьяной впервые начинают жить как супруги, поглощенные друг другом и новой симфонией.
Новая супруга решительно берет в свои руки все дела Скрябина. Она сама устанавливает расценки на его произведения, сильно завышая их, что вызывает недовольство издателей, договаривается о гонорарах за гастроли. «Саша должен сочинять, только сочинять! — утверждает она. – Он должен работать над своей симфонией!».
Однако самой Татьяне Федоровне путешествовать со Скрябиным затруднительно. Ее по-прежнему унизительно называют сожительницей, отказывают в совместном проживании в гостиницах, в концертных залах на нее косо смотрят почитатели скрябинского таланта и его коллеги.
В мае 1907 года, завершив «Поэму экстаза», Скрябин представляет ее на первых дягилевских сезонах в Париже. Для произведений Скрябина в программе было отведено особое место. Кроме исполнения его произведений, что принесло материальный доход, Скрябин получил возможность пообщаться с множеством русских композиторов и музыкантов, собравшихся в Париже по воле Дягилева. Он понимает, что его творчество интересно на родине и принимает решение вернуться.
Русское музыкальное общество возглавляемое меценатами Кусевицкими организовало выступления Скрябина в Москве. Они также способствовали тому, чтобы в конце 1908 года Скрябину была вручена Глинкинская премия за «Поэму экстаза». Скрябины поселились в доме Олтаржевского в Малом Каковинском переулке. В марте 1911 года состоялась московская премьера «Прометея» — она принесла композитору еще большее признание.
Предвоенный 1913 год стал самым благополучным в жизни скрябинской семьи. «Поэма экстаза» и «Прометей» исполнялись по всему миру и имели большой успех. Александр Николаевич написал несколько ярчайших сонат для фортепиано и начал сочинять Мистерию – «главное произведение», как он называл, «которое подведет человечество к Концу света». Как начался его собственный конец, Скрябин даже вначале не заметил.
В январе 1915 года от постоянного нервного напряжения обострился фурункулез, который досаждал композитору некоторое время, в основном не доставляя особых тревог. Неожиданно в апреле положение усугубилось – в одну ночь началось заражение крови, и процесс развился очень быстро. Скрябин впал в беспамятство и умер 14 апреля 1915 года в возрасте 43 лет, находясь на пике славы.
Александр Николаевич Скрябин в кабинете.
Вера и Александр Скрябины 1902 год Москва.
Александр Скрябин и Татьяна Шлецер в Париже 1908 год