Вышел в свет первый в этом сезоне журнал «На русских просторах». В номере опубликованы две рецензии Виктории Дьяковой на постановки Мариинского театра, которые прошли в конце декабря 2022 года и в январе 2023 года.

Вышел в свет первый в этом сезоне журнал «На русских просторах». В номере опубликованы две рецензии Виктории Дьяковой на постановки Мариинского театра, которые прошли в конце декабря 2022 года и в январе 2023 года.

Первая посвящена уникальному представлению оперы Джакомо Мейербера «Гугеноты». Автор озаглавила статью «Незнакомка под вуалью», так как на российских подмостках опера не ставилась с дореволюционных времен.

В зените карьеры Мейербер был не менее популярен, чем Рихард Вагнер, и они отчаянно конкурировали за место на музыкальном Олимпе. Со временем произведения Вагнера приобрели всемирную известность, а имя Мейербера было почти забыто.

В 2022 году, к радости поклонников оперы, Мариинский театр обратился к творчеству французского композитора – начались репетиции и прошло несколько камерных показов оперы «Гугеноты».

Джакомо Мейербер стоял у истоков такого жанра как «большая французская опера». Этот стиль достигался путем слияния немецкой оркестровой традиции, искусства bel canto и французской декламации, дополненными существующими на тот момент традициями Парижской оперы. Благодаря Мейерберу и его творчеству Париж сумел сохранить статус столицы оперного искусства в 19 веке.

Опера «Гугеноты», созданная в 1835 году является центральным произведением автора, манифестом всего творчества Мейербера. Она состоит из пяти актов, и была написана на либретто Эжена Скриба и Жермена Делавиня, составленного на основе известного романа Проспера Мериме «Хроника царствования Карла IX».

Опера сразу завоевала сердца любителей музыки. Она царила на сцене «Гранд Опера» фактически до начала 20 века и выдержала более тысячи представлений. Горячим поклонником «Гугенотов» был Петр Ильич Чайковский, который посещал представления в Париже. «Гугеноты» — одна из прекраснейших опер во всем лирическом репертуаре, — отзывался он. — Не только музыканту по профессии, но и всякому сколько-нибудь образованному дилетанту дорога эта превосходная музыка, с ее удивительнейшей, первенствующей среди всех подобных произведений любовной сценой IY акта, с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями, с ее искусной музыкальной характеристикой Марселя, Валентины, религиозного фанатизма католиков и пассивного мужества гугенотов». Рихаод Вагнер относился к успеху Мейербера весьма ревниво, но и он признавался, что «четвертое действие оперы бесподобно», и оно всегда глубоко его волновало.

В Мариинском театре постановка оперы идет полным ходом. В конце лета состоялось камерное представление I и II акта оперы. А к декабрю театр подготовил и представил, — так же в камерной версии, — самые сложные отрывки (III. IY. Y акты), рисующие непосредственно события Варфоломеевской ночи и гибель главных героев.

Показ состоялся в зале Рахманинова, отличающимся уютным интерьером и прекрасной акустикой под аккомпанемент фортепиано. Пианистку (концертмейстера) Наталию Мордашову хотелось бы отметить отдельно – великолепная техника, эмоциональное исполнение. Музыкант фактически заменила собой оркестр, — его отсутствие даже и не чувствовалось, — при этом успевая исполнять роль дирижера.

Состав исполнителей подобрался очень удачный. Центральную партию Валентины исполняла сопрано Мария Баянкина, в партии Рауля де Нанжи, возлюбленного Валентины, выступил молодой тенор Гамид Абдулов.

Третье действие оперы начинается с веселого хора горожан, радующихся выходному дню. Гугеноты насмехаются над католиками и превозносят своего предводителя, адмирала де Колиньи. В Соборе Парижской Богоматери проходит венчание Валентины и Невера. Старый слуга Марсель приносит графу де Сен-Бри согласие Рауля на поединок. Но Моревер, сподвижник Сен-Бри, останавливает графа – он придумал, как расправиться с «еретиком» другим способом.

На сцене появляется Валентина. Необходимо отметить, что для своей роли Мария Баянкина выбрала очень подходящий костюм – длинное черное платье из бархата с глубоким декольте и длинную вуаль, скрывающую лицо. В сочетании с природным артистизмом певицы и ее способностью погружаться в роль, а также великолепным голосом, получился законченный, впечатляющий образ, пожалуй, достойный лучших драматических площадок. Валентина подслушала план Моревера и просит старого слугу Марселя разыскать Рауля и предупредить его.

Рауль появляется на площади. Начинается поединок. Моревер призывает католиков расправиться с гугенотом Раулем. Марсель зовет на помощь солдат-гугенотов. Начинается схватка. Только появление королевы Маргарины Наваррской останавливает сражение. Она разгневана,что нарушается клятва прекратить распри. Граф де Сен-Бри сообщает королеве, что его дочь стала супругой Невера и просит королеву принять участие в празднике.

Вся драматургия третьего акта основана на резких контрастах Развернутый дуэт Валентины и Марселя от чувства настороженности, затаенного ожидания приводит к мужественно-волевому подъему. Энергичный с маршевым ритмом септет венчается широкой мелодической кульминацией. В динамичной сцене ссоры сталкивается несколько хоров: студентов- католиков, солдат- гугенотов, женщин-католичек и протестанток.

Удивительно, как на сравнительно небольшой сцене зала Рахманинова под аккомпанемент только фортепиано, без декораций и оркестра, артистам удалось создать впечатление полноценного действа. Необходимо отметить прекрасные работы баритона Егора Чубакова спевшего партию Невера и баса Якова Стрижака в партии Марселя. А также сопрано Анастасию Калагину, исполнившую партию королевы Маргариты.

В четвертом действии особенно запомнился дуэт Валентины с Раулем, когда героиня признается возлюбленному в своих чувствах. В это время появляются отец Валентины и дворяне-католики. Валентина прячет Рауля. Граф де Сен-Бри объявляет, что по воле королевы-матери настал «час расплаты с врагом». Он первым клянется уничтожить гугенотов. Только Невер отказывается стать убийцей. Его арестовывают, и вскоре он погибает. Когда заговорщики уходят, Рауль, невольно ставший свидетелем их собрания, спешит разделить судьбу своих друзей — гугенотов. Валентина старается удержать его. Она снова говорит ему о своей любви. Рауль бесконечно счастлив, но остаться он не может.

Четвертый акт является по сути вершиной в развитии лирико-романтической линии оперы. Романс Валентины «Передо мной» раскрывает чистоту и поэтичность ее облика. Зловеще-суровым колоритом обладает сцена заговора. В полном страсти дуэте Валентины и Рауля господствует кантилена широкого дыхания.

В пятом действии разворачивается драма Варфоломеевской ночи. В старинном монастыре ищут убежища гугеноты. У монастырских ворот встречаются Валентина, Рауль и Марсель. Невер погиб, и Валентина теперь свободна. Она желает разделить судьбу возлюбленного. Марсель венчает влюбленных. Тем временем появляется отряд католиков. Граф де Сен-Бри отдает приказ стрелять в «еретиков». Он с ужасом узнает в умирающей девушке свою дочь. Ария Рауля «Везде пожары и убийства» насыщена взволнованной декламацией. Мрачный хор убийц звучит устрашающе. В сцене в храме сталкиваются темы католического и протестантского хоралов.

Едва представление закончилось, как зал взорвался аплодисментами. Многие встали с мест. Если в таком сжатом виде опера произвела огромное впечатление, то можно с уверенностью думать, что полноценное представление на большой сцене станет ярким событием в культурной жизни нашего города.

Впервые на русской сцене «Гугеноты» были поставлены в феврале 1862 года, и с тех пор опера постоянно находилась в репертуаре, до революционных событий 1917 года Партии исполняли самые знаменитые певцы, в частности лучшим Сен-Бри был Федор Стравинский, отец композитора Игоря Федоровича Стравинского.

«Зори здесь тихие…»

Концертное исполнение оперы Кирилла Молчанова в Концертном зале Мариинского театра 27 января 2023 года. Ко Дню снятия блокады Ленинграда.

Так сложилось, что в этом году 27 января автор оказалась в Концертном зале Мариинского театра, где в честь Дня полного снятия блокады показывали концертное исполнение оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие…» На тот самый, любимый с детства сюжет.

Советский композитор Кирилл Молчанов известен такими поистине всенародно любимыми песнями как «Вот солдаты идут…», « Парней так много холостых…» и другими. Он написал музыку к фильму Ростоцкого. Более того, Молчанов был близким другом режиссера, и война красной нитью прошла сквозь творчество обоих. Через год после выхода фильма на экраны в 1973 году композитор создал оперу, использовав основные музыкальные темы фильма. Сам же написал либретто, не прибегая к посторонней помощи. Опера была поставлена в Большом театре.

Сейчас имя композитора отнюдь не на слуху. Его можно даже назвать забытым. Тем важнее, что Мариинский театр обратился к произведению, ставшему знаковым для нескольких поколений советских людей. В театре опера идет в концертном исполнении – без декораций и костюмов, но этот факт отнюдь не умаляет значимости события. Спектакль показывают по важным датам, связанным с военной историей России – на День снятия блокады, на 23 февраля, на День Победы. Печально, но он не пользуется такой популярностью, как другие постановки театра. «Как грустно, что приходит так мало людей, — поделилась в разговоре со мной одна из солисток. – Ведь так важно, чтобы люди помнили, как можно дольше».

Надо отметить, что ради того, чтобы почтить память горожан, умерших во время блокады и воинов, защищавших Ленинград, состав выставили поистине уникальный. Не все солисты считаются звездами первой величины, но это же весьма условно! Важно совпадение с драматургией роли, с ее тональностью. Ведь хочешь не хочешь, зритель мысленно обращается к фильму, и знакомые образы мелькают в его памяти. Четыре главных героини и старшина, на мой взгляд, справились с задачей идеально. Риту Осянину спела Надежда Сердюк. Опыт, богатый голос, внешняя строгость и в тоже время внутренняя ранимость – все соответствовало образу героини книги. Хрупкая Маргарита Иванова исполнила роль стеснительной, слабой физически, но очень сильной духом Сони Гурвич. Высокая, стройная как кипарис Ирина Шишкова с завитыми, точно в фильме светлыми волосами появилась в роли Женьки – смелой, задорной, палец в рот не клади. В картине Ростоцкого Женька поет романс под гитару, в опере же Шишкова исполнила, наверное, самую знаменитую песню военного времени «Жди меня» на стихи Константина Симонова. Признаться, столь сильного исполнения я не слышала в исполнении драматических актрис и эстрадных певиц. Богатый, сильный оперный голос и глубокое душевное наполнении сделали эти мгновения незабываемыми. Очень трогательный, полный драматических нюансов образ Лизы Бричкиной получился у Марии Баянкиной. Великолепные способности Марии как актрисы я уже отмечала не раз. В данном случае партия дает возможность показать народные истоки, исконные корни образа, в чем певица как раз сильна. Вообще, Молчанов активно использует цитаты в музыкальном языке оперы. Так для характеристики Сони Гурвич, городской девушки, влюбленной в поэзию Блока, он использует интонации русского романса. Рита Осянина, скучающая об оставленном дома маленьком сыне, поет «Колыбельную» Дунаевского из кинофильма «Цирк». Лиза же Бричкина обрисована протяжной песней и частушкой. Очень драматичным оказался момент, когда уже пройдя половину пути, героиня «теряет тропку» на болоте, и все мы знаем, что ей уже не выбраться. Мне кажется, в этот момент разрыдаться в зале готова была не только я одна.

Очень колоритно исполнил роль старшины Васкова бас Андрей Серов. Героя характеризует марш на приписываемые Суворову слова: «О, воин службою живущий! Читай Устав на сон грядущий…» Однако исполнителю удалось показать не только военную строгость, но и страдающую душу героя, его полный разочарований жизненный путь. Он по-отечески относится к своим подопечным, которые поначалу подтрунивают над его простотой. Он пытается спасти им жизнь, отсылая обратно в расположение, когда выясняется, что противник намного превосходит зенитчиц числом и вооружением. Но девушки не подчиняются. Их гибель – незаживающая рана для Васкова.

Отдельно необходимо отметить оркестр под управлением народного артиста Республики Северная Осетия – Алания Заурбека Гугкаева. Дирижер давно и активно сотрудничает с Мариинским театром, частенько выступает и в Петербурге и на Владикавказкой сцене. Чрезвычайно трогательный и памятный всем нам молчановский вальс из кинофильма, которым начинается опера и которым заканчивается, характеризуя наступающие мирные дни, в исполнении оркестра звучит очень сильно и проникновенно. Даже выходя из зала, ты все еще слышишь его – он словно кружит снежинки за окном. «Это очень сильное произведение, несмотря на то, что не так широко известное, — признаются исполнители. – После выступления мы сами подолгу остаемся под впечатлением. Не отпускает…»

Не отпускает – это очень точно сказано. Как не отпускает нас прошлое, война, память о которой досталась нам в наследство, хотя мое поколение ее не видело. Но не зря говорят, что во внуках прошлое отражается даже сильнее, чем в детях. Внуки победителей, мы узнавали войну по таким фильмам и книгам, созданным теми, кто ее прошел и выжил. Хочется низко поклониться театру и поблагодарить за возможность снова прикоснуться к истокам.

 

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}