Во втором номере журнала «Темные аллеи» в 2019 году опубликована статья, посвященная великому архитектору Карло Росси. «Строитель великого города». К 170 годовщине со дня кончины мастера.

Во втором номере журнала «Темные аллеи» в 2019 году опубликована статья, посвященная великому архитектору Карло Росси. «Строитель великого города». К 170 годовщине со дня кончины мастера.

Среди зодчих Петербурга имя  Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси стоит особняком. Он родился 18 (25) декабря 1775 года в Неаполе.  Он жил с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком.  В 1787 году семья переехала в Петербург, где родителям предложили контракт. В Петербурге Росси поступил в немецкую школу St/. PetriSchule.

К приемному сыну Ле Пик относился как к родному. Он всюду брал его с собой, и Карло с детства проникся театральной атмосферой, оказавшей большое влияние на его творчество позднее. Семья частенько посещала Павловск, где супруга наследника престола Мария Федоровна устраивала камерные вечера. Карло с юности интересовал рисунок, как идея воплощается на бумаге при помощи карандаша и красок. И он обладал бурной фантазией.

В Павловске юный Карло познакомился с архитектором Винченцо Бренна и начал работать у него чертежником. С 1796 года он участвовал в строительстве Михайловского замка – помощником архитектора.  Государь Павел Петрович  отмечал молодого мастера, часто хвалил его.

11 марта 1801 года Павел Первый был убит заговорщиками, и в жизни Росси наступило время неопределенности. Он решил продолжить обучение мастерству на родине, в Италии. Росси проходил стажировку в Риме и в Неаполе.

В Неаполе во время прогулки Карло познакомился с прекрасной черноокой девушкой, которая пела, аккомпанируя себе на мандоле, пока ее отец, рыбак, чинил лодку на побережье. Ее звали Анна Бальцони. Молодые люди сразу же полюбили друг друга, и когда пришло время для Карло возвращаться в Россию, Анна, не думая, решила ехать вместе с ним, не смотря на протесты родителей. Ее не пугал холодный и сырой климат Петербурга.

Звездный час Росси пробил летом 1818 года. Он получив заказ на новый летний дворец для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Росси всегда подходил к делу основательно, составляя, прежде всего, план, чертежи, рисунки. И конечно точную смету, стараясь никогда не выходить за ее пределы. Он  в срок представил высочайшей фамилии проект летней резиденции, который очень понравился вдове Павла Петровича.

Получив высочайшее одобрение. Росси сразу принялся за дело. Собрал команду. Он прекрасно понимал, какие блестящие перспективы открываются перед ним в случае успеха.  Ведь теперь он стал придворным архитектором с правом строительства в Петербурге.  Елагинский дворец  должен был стать  его главным экзаменом, возможностью заявить о себе в петербургском архитектурном сообществе. Показать свой стиль, свой почерк.

Матушка государя отличалась тонким вкусом. Она любила уют, изящество, легкость. Все это Карл Росси должен был учитывать, создавая интерьеры дворца.

Росси прекрасно знал вкус Марии Федоровны, ее привычки, где она любила сидеть, Он заранее обсудил с венценосной заказчицей, какие стороны дворца должны быть солнечные или теневые. Мария Федоровна привыкла, чтобы на ночь ей читали, но слух ее с возрастом был не очень хорош, Росси учел это обстоятельство – он позаботился, чтобы в спальне императрицы была хорошая акустика.

Петербургская пресса, в частности журнал «Отечественные записки» восторженно отозвались на появление в столице нового дворца. «Особое внимание следует уделить интерьеру небольшого кабинета, предназначенного для императрицы. Стены его отделаны под белый мрамор и расписаны масляной краской. Посередине и в простенках – группы прелестных граций.  Бесподобный кабинет сей представляется фарфоровым и обещает приятную прохладу», С тех пор кабинет Елагина дворца стали называть Фарфоровым.

В год начала строительства Елагина дворца Карлу Росси уже исполнилось сорок два. Он был зрелый мастер. Анна Бальцони скончалась вскоре от простуды, оставив ему четверых детей.

В Петербурге  Росси познакомился с юной девушкой, шведкой по происхождению, Софьей Андреевной Андерсон. Ее отец служил пономарем в костеле. Софья была нежным, заботливым человеком, и приняла  детей  Карла как своих. Росси попросил руки Софьи, и вскоре они обвенчались.

А вскоре архитектор получил от венценосной фамилии новый большой заказ. Государь Александр Павлович решил построить дворец для своего младшего брата Михаила, исполнив волю отца, Павла Петровича.

Закладка Михайловского дворца состоялась 14 июля 1819 года.  Верный своему творческому кредо, Росси и в данном случае создает великолепный ансамбль. Он мыслит ансамблями – не отдельными зданиями.  Главное строение вписывалось в окружающую обстановку, как в декорацию. Оно не просто доминировало в пространстве – оно появлялось, как появляется в спектакле примадонна. Росси ощущал город, как гигантскую сцену, где среди его ансамблей предстоит жить не одному поколению горожан.

Новый дворец Росси сочинял и для парадов и для жизни. Для парадов предназначалась главная лестница, поражавшая своей масштабностью. Освещенная естественным светом с большого стеклянного плафона на потолке, она сияла красотой.

Потолок вестибюля был расписан в технике гризайль, рождающей иллюзию лепных рельефов. Все было выдержано в серо-белой гамме, чтобы разительной стала встреча с яркой росписью главных помещений.

Не успели освятить новый дворец, а Карл Иванович Росси уже был увлечен новыми идеями. Он создает грандиозный ансамбль с Аркой генерального штаба на Дворцовой площади и получает от нового императора  Николая Павловича распоряжение построить новое обиталище для важнейших органов светской и духовной власти, — Сената и  Синода, на Петровской площади.

Строительство началось, и первым начали строить Сенат. Его закладка состоялась  24 августа 1829 года. По случаю события  собралась огромная толпа. Бесчисленно количество карет с трудом разместилась на большом пространстве площади.  Чтобы подчеркнуть мощь государства и огромное значение Сената, в оформлении зала было решено использовать искусственный мрамор. Мебель была обита малиновым бархатом, который придавал всему помещению тот самый имперский вид, которого так добивался Николай Первый.

«Величественное здание Сената  и Синода окончено вчерне. Оно представляет собой прекрасную картину, — писала 23 декабря 1832 года газета «Северная пчела». – Галерная улица является из арки как театральная декорация. Петровская площадь очищается от лесов. Монумент Петра Великого стоит свободно и открыто».

Все поздравляли Росси с успехом. Но он  чувствовал себя подавленным. Он понимал, что карьера его закончена. Из императорской канцелярии архитектор получил свое прошение об отставке, написанное сгоряча, в пылу спора, с холодной надписью императора – «уволить».

За свой проект Сената и Синода архитектор Росси не получил никакого вознаграждения. И не имел средств на проживание в будущем. Единственный из всех архитекторов Петербурга Росси не удосужился построить себе собственный дом. Он жил в съемных комнатах. И всегда отличался невероятной честностью, возвращая в казну все не растраченные на строительство деньги до копейки.

Уволенный и забытый императором и его чиновниками Карл Иванович Росси очень нуждался в последние годы жизни. Он болел, но даже не получал пенсии. Великий зодчий северной столицы Карл Иванович Росси скончался 6(18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Уже в советское время прах архитектора был перенесен в Александро-Невскую Лавру.

Арка Генерального штаба в Санкт-Петербурге

 

Внутреннее убранство Михайловского дворца

 

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}