Альфонс Муха родился в чешско-моравской глубинке в городке Иванчица недалеко от Брно в 1860 году. Отец будущего художника Ондрей Муха был небогатым судебным чиновником, мать, Амалия Муха (наполовину – мораванка, наполовину – полька) происходила из семьи зажиточного мельника.
В детстве Альфонс увлекался церковным пением и много рисовал акварелью, помогал в создании декораций для местного театра. После окончания гимназии он попытался поступить в Пражскую Академию художеств, но не выдержал испытания и вынужден был вернуться в Иванчицу.
Однако ему повезло — он получил заказ на художественное оформление парадного дворца Эммахоф, принадлежащего графу Карлу Куэну-Беласси. Причём работа Мухи так понравилась графу, что он согласился оплатить расходы по обучению молодого художника в Мюнхенской академии изящных искусств.
В Мюнхене Муха провёл два года. И снова воспользовавшись покровительством графа, он в 1887 году переехал в Париж, где поступил сначала в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси – это были наиболее известные художественные школы в то время.
В Париже Мухе повезло второй раз – знаменитой актрисе Саре Бернар перед самым Рождеством 1894 года срочно понадобилась афиша для её возобновленного спектакля «Жизмонда». Однако в типографии никого не было – перед Рождеством все разъехались. И там был один Муха — ему просто некуда было ехать. И он взял заказ.
Афиша мгновенно сделала начинающего художника популярным и очень понравилась Саре Бернар. В последующие годы Муха создавал афиши для всех спектаклей с участием актрисы, а также стал автором ее костюмов и украшений. Афиши художника были столь популярны, что даже стали предметом коллекционирования. Их буквально расхватывали, как только они появлялись, просто срывали со стен.
В 1906 году находясь на пике популярности, Муха покидает Париж – он хочет реализовать давнюю идею, написать серию картин по славянской тематике. Поддержку, как ни странно, художник нашел в Америке, где были сильны в то время идеи славянофильства. Миллионер Харальд Крейн выделил художнику деньги, и Муха начал работать.
Художник работал над эпопеей восемнадцать лет, создав двадцать полотен, и затронул четыре главные сферы – культура, аллегория, религия, война. Десять полотен были написаны о Чехии, а остальные были посвящены другим славянским народам. Вся коллекция была подарена городу Праге, и сначала имела большой успех – городские власти обещали построить для нее специальный выставочный зал, но так и не выполнили свое обещание.
В 1937 году, когда в Чехословакию пришли нацисты, картины свернули в рулоны и спрятали. Потом их долго не могли найти. Никто не знал, где находятся эти полотна. Только в начале 50-х годов их нашли в подземелье замка. Нашёл маленький человек, железнодорожный служащий.
В настоящее время серия славянских полотен Альфонса Мухи демонстрируется на экспозиции в отдалённом замке рядом с городком Моравский Крумлов, который посещают только туристические автобусы.
Альфонс Муха очень популярен среди современных дизайнеров. Рисунки Мухи используют мастера татуировок, изготовители кожаных аксессуаров, ювелиры.
Альфонс Муха «Цветок».
Альфонс Муха «Девушка с мольбертом».
Альфонс Муха. «Праздник Свентовита». Славянская эпопея.