Вышел в свет пятый номер журнала «Темные аллеи»

Вышел в свет пятый номер журнала «Темные аллеи»

В сентябре 2019 года вышел в свет пятый номер журнала «Темные аллеи».  В журнале опубликована статья Виктории Дьяковой, посвященная величайшему гению эпохи Возрождения  Леонардо да Винчи. В 2019 году исполняется пятьсот лет со дня его кончины.

В статье  рассказывается о жизни этого необыкновенного, легендарного человека и история создания одной из самых загадочных картин мастера «Дама с горностаем».

« — Природа, сердишься, завидуешь чему-то? – Да Винчи, что звезду земную написал. Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал, что солнца лик сумел затмить он на минуту» — так миланский поэт  Беллинчоне описал один из шедевров живописи, созданный гением Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».

В истории итальянского Возрождения вряд ли найдется фигура столь же масштабная и в равной  степени загадочная как Леонардо да Винчи. Он  проявил себя, как скульптор, живописец, изобретатель, ученый¸ писатель, философ. Одним словом, человек «универсальный». В судьбе  мастера необычным было все, начиная с рождения.

Будущий гений появился на свет 15 апреля 1452 года в деревушке Анкиано недалеко от городка Винчи, расположенного в окрестностях Флоренции.

Леонардо да Винчи родился вне брака. Его родителями были юноша благородного происхождения, молодой нотариус Пьеро и красавица-крестьянка Катерина, его возлюбленная.

Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью, а затем в возрасте трех лет отец забрал его в свою семью на воспитание.

Пьеро отдал сына на обучение к тосканскому мастеру Андреа Верроккью. Леонардо изучал искусство живописи и скульптуры, гуманитарные и технические науки, навыки обработки кожи, основы работы с металлами и химикатами

Работая в мастерской Верроккью подмастерьем, Леонардо частенько встречал там известных художников и учился у них – Боттичелли, Гирландайо.

В 1481 году молодой художник выполнил первый в своей жизни  большой заказ — картину «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Систо, который находился в окрестностях Флоренции.

В следующем году Леонардо по заказу миланского герцога Людовико Сфорца по прозвищу Мавр (il Moro), создал серебряную лиру в форме конской головы. Верроккью  послал Леонардо в Милан, чтобы он лично передал свое творение заказчику.

Правитель Милана, герцог Людовико Моро, по праву считался одним из самых значительных, богатых и ярких государей эпохи Возрождения.

Посланец из Флоренции, столицы искусств, Леонардо был принят герцогом, и Людовико сразу заметил его недюжинный талант. Герцог давно желал иметь собственного «придворного» гения, и молодой художник очень подходил на эту роль.

Леонардо не смог отказаться от лестного предложения герцога и остался в Милане. Молодой герцог еще не был связан узами брака, и у него имелись фаворитки при дворе.

Первой и самой знаменитой из возлюбленных герцога по праву считалась Чечилия Галлерани. Ее называли «одной из самых прекрасных и образованных особ своего  времени.

Чечилия родилась в городе Сиене в 1473 году в большой семье. Ее отец Фацио занимал несколько должностей при миланском дворе и был близок к семье Сфорца. Мать, Маргерита Бусти была дочерью уважаемого юриста. Вместе с шестью братьями Чечилия обучалась латыни, музыке, литературе.

Чечиллия Галлерани была прекрасно осведомлена о талантах Леонардо да Винчи, так как ее отец некоторое время служил послом Миланского герцогства во Флоренции.

Чечилии в этот период было 18 лет, она находилась в расцвете красоты, герцог обожал ее и осыпал дарами.

Фаворитка частенько собирала у себя умнейших людей Милана и приглашала на эти встречи Леонардо. Он называл ее «Моя возлюбленная мадонна!» Но это вовсе не свидетельствовало об их интимной связи – в те времена принято было выражаться возвышенно.

После одного из таких собраний  Чечилия выразила желание позировать художнику. Герцог Моро не возражал. В 1489 году Леонардо принялся за работу. Так появилась знаменитая «Дама с горностаем», один из четырех (всего лишь четырех!) женских портретов, принадлежащих кисти Леонардо да Винчи.

На портрете Чечилия изображена с белым горностаем, который считался священным животным семьи Сфорца, их талистманом – так Леонардо подчеркнул особое положение фаворитки.

Как сообщают  историки семьи Сфорца, отношения Людовико Моро и Чечилии продолжались около трех лет.  В конце концов, ради интересов династии герцог решился заключить  брак с принцессой Беатриче д’Эсте.

Новоиспеченная герцогиня Сфорца поначалу равнодушно относилась к присутствию во дворце Чечилии Галлерани. Но, освоившись и узнав герцога ближе, постаралась избавиться от соперницы. Чечилия Галлерани покинула дворец, уехав в подаренное ей поместье.

Законная супруга Людовико оказалась ничуть не меньшей ценительницей талантов, чем  фаворитка герцога. Беатриче д’Эсте была прекрасно образована. Обладала решительным и острым умом. Она стала достойной правительницей Милана, принимала прямое участие в государственных делах. Герцогиня также нередко приглашала Леонардо для беседы, покровительствовала ему, советовалась во всем, что касалось искусства.

Двадцать лет, проведенные в Милане под покровительством семейства Сфорца оказались очень плодотворными для Леонардо да Винчи. В 1490 году мастер создал здесь своего знаменитого Витрувианского человека, который часто называют канонически пропорциональным. В те же годы он написал картины «Мадонна Лита» и «Мадонна в гроте». В монастыре Санта-Мария делле Грацие  Леонардо  работал над фреской «Тайная вечеря». Выполнил модель памятника Франческо Сфорца.

Однако в 1499 году обострившаяся давняя вражда с Францией привела к тому, что Милан был захвачен войсками короля Людовика XII. Людовико Моро оказал отпор захватчикам, и поначалу ему удалось выбить французов из Милана. Но весной 1500 года герцог был разбит в сражении под Новарой. Швейцарские наемники выдали герцога французам – в обмен на свободное  возвращение домой. Свергнутый герцог был доставлен во Францию и заключен под стражу в замке Лош. Вскоре он умер.

Леонардо да Винчи, оставшись без покровителя, вынужден был переехать в Рим и поступить на службу к герцогу Чезаре Борджиа  — как архитектор и военный инженер.

Картина «Дама с горностаем» осталась в поместье Чечилии, и впоследствии перешла ее наследникам.

Все шедевры Леонардо полны загадок – и картина «Дама с горностаем» не исключение. Исследователи десятилетиями изучали картину, стараясь заглянуть в далекое прошлое, и использовали при этом  самые передовые достижения науки.

Так в 2007 году французский инженер  Паскаль Котт, большой поклонник творчества Леонардо, взялся за изучение «Дамы с горностаем». Очистив при помощи новой технологии картину от лака, вековой грязи и работы неудачливых реставраторов, Котт обнаружил, что изначально дама была изображена …с пустыми руками.  Без горностая. В первоначальном варианте даже не было мастерски выписанной кисти правой руки. Только потом положение рук изменилось, в них появился горностай, гораздо скромнее по размерам, чем в финальной версии, — похожий скорее на хорька, — а вместе с ним и голубая накидка на плечах дамы. Окончательно же размер животного  был увеличен, шкура его стала светлее.

Безусловно, Леонардо было известно о том, что горностай – королевское животное, символ чистоты и целомудрия. По легенде, это утонченное животное скорее даст поймать себя охотнику, чем покалечит свою великолепную шкурку.

Еще одним важным открытием Котта стало обнаружение на картине … отпечатков пальцев Леонардо. Это оказалось чрезвычайным событием, потому что долгое время авторство картины вызывало сомнения у ученых. Спектральный анализ также показал, что фон картины изначально был не черным, а синим, а голову дамы покрывала вуаль, которая позже была зарисована волосами. Кроме того, мастер в процессе работы изменил переносицу дамы и линию роста волос.

Покинув Милан, великий создатель «Дамы с горностаем» более не видел свой шедевр. В 1516 году по рекомендации семейства д’Эсте Леонардо принял приглашение французского короля Франциска I  и поселился в замке Кло-Люс, недалеко от королевского замка Амбуаз на Луаре. Он получил официальное звание первого королевского художника, инженера и архитектора, а также годовую ренту  в тысячу экю.

Художнику была официально предоставлена королем «свобода грезить, мыслить, творить». На склоне лет Леонардо уже почти не рисовал, но занимался устроением придворных празднеств, работал над проектом канала между реками Соной и Луарой. Он спроектировал и построил  знаменитую спиральную лестницу в замке Шамбор.

Весной 1517 года самочувствие мастера резко ухудшилось. У него онемела правая рука, он с трудом передвигался без посторонней помощи. Вскоре  флорентиец слег, и больше уже не поднялся с постели.

23 апреля 1519 года Леонардо да Винчи составил завещание, а 2 мая на шестьдесят восьмом году жизни скончался в окружении учеников в замке Кло -Люс.

По свидетельству очевидцев великий мастер умер на руках короля Франциска I, который был ему не только покровителем, но и другом. Похоронили Леонардо в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись на латыни: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Леонардо да Винчи. Портрет Чечилии. Дама с горностаем

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}