В Доме писателя на Звенигородской улице, 22 в Санкт-Петербурге состоялась презентация второго номера журнала «На русских просторах»

В Доме писателя на Звенигородской улице, 22 в Санкт-Петербурге состоялась презентация второго номера журнала «На русских просторах»

 Виктория Дьякова выступила с рассказом о творчестве Сергея Васильевича Рахманинова, юбилей которого, — 150 лет, — отмечается в этом году.

  Кроме того, был презентован новый сборник материалов конкурса «Серебряный голубь России 2022». В этом сборнике опубликованы работы лауреатов – в том числе две статьи Виктории Дьяковой, посвященные творчеству Игоря Федоровича Стравинского.

  В заключении выступления автор рассказала об интересной премьере в Мариинском театре, состоявшейся 25 марта 2023 года. На сцене в концертном исполнении была представлена редко исполняемая опера А. Понкьелли «Джоконда», солировали сопрано Ирина Чурилова и меццо-сопрано Екатерина Семенчук. В последнее время Мариинский театр радует зрителей настоящими редкостями – и это очень хорошее начинание.

 

 

В дополнение автор также рассказала о Месяце Вагнера, который проходил в Мариинском театре с 5 июля по 10 августа 2023 года. Уже опубликована статья Виктории Дьяковой, посвященная уникальной опере композитора «Парсифаль», венчающее его грандиозное творчество. Виктория Дьякова посетила представление оперы 25 июля 2023 года и написала рецензию под названием «Мистическое завещание гения — к 210 летию со дня рождения Рихарда Вагнера».

 «Парсифаль» — последняя опера Вагнера, венчающая его творчество. Сам композитор называл это произведение не оперой, а «Торжественной сценической мистерией». Современники рассказывали, что он считал его своего рода религиозной церемонией, а отнюдь не традиционным развлечением для слушателей. Вагнер настаивал на том, чтобы не было аплодисментов, и чтобы это произведение не ставилось ни в одном оперном театре , кроме как в его собственном «Доме торжественных представлений» в Байройте. Аплодисменты допускались только после второго действия . Как не удивительно, но в европейских театрах запрет на аплодисменты после первого действия остается в силе и в наши дни. А в «Метрополитен-опера» аплодисменты на «Парсифале» не допускаются вовсе. Разрешение же на постановку оперы в других театрах Вагнер дал незадолго до смерти, правда, устно. Формальную сторону уже после кончины композитора завершила его вдова Козима. Первая внебайротская постановка состоялась в «Метрополитен-опера» накануне Рождества 1883 года. Однако официально разрешение на постановки на других сценах было получено только в 1914 году. Запрет действовал двадцать один год после смерти Вагнера.

  Тему и образы для создания своей музыкальной драмы Вагнер заимствовал из стихотворного рыцарского романа Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» начала 13 века, а также из легенд Артуровского цикла. Однако, как всегда, композитор существенно переработал первоисточник, так что его либретто имеет самостоятельное литературное значение.

  Первый набросок был создан Вагнером в 1857 году, а к сочинению музыки он приступил в 1877 году. В январе 1882 года была полностью завершена партитура. Так что, от замысла до его реального воплощения прошло тридцать семь лет! В своей последней опере композитор не изменил себе –он продолжил разрабатывать тему противопоставления демонического и светлого, чувственного и духовного. Главная мысль «Парсифаля» — это желание показать, что порыв спасти другого пробуждает в человеке сострадание. «Как из состояния полного отчуждения и равнодушия к чужой жизни и чужой боли, человек может перейти к состоянию тотальной эмпатии, когда чья-то боль переживается, как своя. Как эта сострадательность спасает из ловушки эгоизма и делает из простеца мудреца». По мнению специалистов, последняя опера Вагнера с одной стороны стала исключительным опусом всей его жизни, а с другой – подвела итог столетней истории немецкого романтизма. В обзоре оперы, французская пацифистка Эмилия де Морсье писала: «Парцифаль без сомнения является произведением, захватывающим самые глубокие тайники души и разума».

  В России «Парсифаль» впервые был представлен в Санкт-Петербурге на русском языке 21 декабря 1913 года в Народном доме Николая II. Возобновленная премьера прошла много лет спустя уже на сцене Мариинского театра 11 мая 1997 года на немецком языке. На данный момент в России «Парсифаля» можно услышать только в Петербурге.

  Для возобновления спектакля привлекли очень серьезные силы. Так, главным режиссером пригласили британского кинорежиссера и писателя Тони Палмера. Его творческая биография включает более ста работ, начиная от ранних произведений с «Биттлз» и заканчивая классическими кинопортретами выдающихся деятелей искусства, таких как Мария Каллас и Марго Фонтейн. Палмер – обладатель более 40 международных наград, в том числе он имеет 12 золотых медалей Нью-Йоркского кинофестиваля, многочисленных премий «EMMY». Он так же много ставит на самых знаменитых оперных и театральных сценах.

  Сценографию спектакля составили на основе эскизов выдающегося художника Евгения Никитича Лысыка. К числу его впечатляющих работ принадлежит балет «Спартак», которым дирижировал Арам Хачатурян в 1965 году. В Мариинском театре Евгений Лысык оформил спектакль «Дон Жуан» в 1987 году. Его эскизы воплощены в постановке оперы «Лоэнгрин». Он также оформлял балетные спектакли «Лебединое озеро», «Эсмеральда», «Щелкунчик». Его монументальным декорациям присущ своеобразный готический колорит и безошибочный подбор цветовой гаммы. После смерти художника в 1991 году в Мариинском театре по его эскизам работала вдова Оксана Зинченко.

  Показ оперы «Парсифаль» 25 июля 2023года проходил в рамках объявленного Месяца произведений Вагнера в связи с 210й годовщиной со дня рождения гения. В период с середины июля до середины августа зритель имеет возможность посмотреть обновленные постановки знаменитых «Золото Рейна», «Валькирия», «Тристан и Изольда», а также премьерные показы оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры».

  Как и частенько на вагнеровских показах на «Парсифале» зал был полон, тем более, что дирижировал спектаклем сам маэстро Валерий Гергиев. Партию Парсифаля исполнял тенор Михаил Векуа, партию дикарки Кундри – изумительная меццо Юлия Маточкина. В партии короля Амфортаса выступил бас-баритон Евгений Никитин, партию колдуна Клингзора исполнил бас Вадим Кравец.

 

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}