Газета «Литературная Россия» публикует в ноябрьском номере рецензию Виктории Дьяковой на премьеру балета Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей» в Михайловском театре.

Газета «Литературная Россия» публикует в ноябрьском номере рецензию Виктории Дьяковой на премьеру балета Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей» в Михайловском театре.

«Все на площадь Искусств, дом 1

созерцать прекрасный труд балерин!» –

Столь вдохновляющий призыв в стиле плакатов 1930-х годов появился над сценой в первом антракте, его сменили не менее окрыляющие:

«Ходишь в театр раз в неделю – здоровый дух в здоровом теле!», «Зритель, тебя ждут в буфете обсудить то, что увидел в балете!» и так далее.

Новая постановка, приуроченная к юбилею – 90-летию балетной труппы Михайловского театра, – явилась возвращением на родную сцену спектакля, рождённого именно здесь. Мировая премьера «Светлого ручья» состоялась в Малом оперном театре в 1935 году. Этот спектакль стал третьей большой работой Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, созданной для этой сцены. В начале 1930-х годов именно здесь впервые были поставлены оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда».

Судьба балетной музыки Шостаковича – уникальна. В самом начале своей музыкальной карьеры Дмитрий Дмитриевич работал пианистом в Хореографическом училище и специфику балетного искусства знал изнутри. Однако все три его балета «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935) имели несчастливую историю постановок. Они не задержались в репертуаре театров, а оригинальная хореография для всех балетов была утрачена.

Премьера балета «Светлый ручей» состоялась на сцене Малого оперного театра в 1935 году. Над спектаклем работал хореограф Фёдор Лопухов – основатель балетной труппы театра. Сценическое оформление осуществил Михаил Бобышев, один из ярчайших сценографов того времени. В постановке были заняты восходящие звёзды ленинградского балета – Зинаида Васильева и Пётр ГусевФея Балабина и Николай Зубковский, так что герои спектакля агроном Пётр и его жена Зина получили имена в честь первых исполнителей.

Спектакль прошёл с триумфом, и вскоре в ноябре 1935 года постановку перенесли в Москву в Большой театр. Туда же были приглашены на работу и главные исполнители, а Фёдору Лопухову даже предлагали возглавить балетную труппу первого театра страны Советов.

Однако уже в феврале 1936 года в газете «Правда» появилась разгромная статья под названием «Балетная фальшь». Она стала приговором не только самому балету, но и разрушила судьбы создателей. Так, Фёдор Лопухов был уволен со всех постов, а молодой композитор Шостакович пережил глубочайшее потрясение. За всю свою богатую творческую жизнь он больше не написал ни одного балета. «Светлый ручей» был снят с афиш обоих театров «как искажающий советскую действительность».

Спектакль вновь увидел сцену только в XXI веке. В 191-м сезоне Михайловский театр представил на суд зрителей новую постановку.

Зрелище получилось яркое, феерическое – в стиле знаменитых фильмов того времени, созданных режиссёрами Пырьевым и Александровым. Нефтяные вышки, комбайны, колхозники, горцы и кубанцы в папахах, обязательный физкультурный парад – всё присутствовало на сцене. Даже знаменитые статуи вроде Сталевара и Девушки с веслом не просто стояли истуканами «по флангам», а двигались и пытались вальсировать.

Создавая свой спектакль, хореограф Фёдор Лопухов и композитор Дмитрий Шостакович задумывали балет о смычке города и села, как это было популярно в 30-е годы, о союзе артистов и колхозников.

«Те и другие строят социалистическую жизнь, – писал Дмитрий Шостакович. – Первые – в колхозе, вторые – на фронте искусства. Любовные перипетии, возникшие на лоне кубанской природы, ещё больше сближают две бригады – колхозную и актёрскую».

Спектакль 2023 года – не только версия той давней постановки, но и непосредственный отклик на неё. События и атмосфера 30-х годов отражены в отдельном анимационном сюжете. Под победные аккорды увертюры при опущенном занавесе, украшенном конструктивисткой геометрией, вспыхивает экран. На нём радостные лица строителей коммунизма и лозунг – «Выполним пятилетку!» – соседствует с изображением артистически тонких пальцев на клавиатуре и портретами импозантного Лопухова в бабочке и элегантного Шостаковича в круглых очках.

В финале те же лица появляются на фоне здания Малого оперного театра (нынешний Михайловский) и отменившего спектакль партийного постановления «Балетная фальшь», сминаемого справедливой рукой времени. Между этими эпохальными вехами смысловую нагрузку несут лозунги. На фоне мультяшных полей, снопов и тракторов, а также авангардистских ромбов и треугольников бегут разнообразные строки: «Даёшь страду!» или «Парного молока кувшин – пролетарского здоровья аршин!». В лирическом акте, который происходит в ночном парке, над эстрадой кружится, поскрипывая, гигантская патефонная пластинка с надписью «Д. Шостакович. “Светлый ручей”. Уже упомянутые вначале лозунги в антракте, например «Зритель, обсуди в буфете то, что видел в балете!», также являются частью своеобразного анимационного мини-спектакля внутри большого представления, и постоянно поддерживают бодрость духа у зрителя.

Хореография спектакля на первый взгляд незамысловата, но под внешней простотой скрывается недюжинная работа труппы. Выдающийся знаток искусства Иван Соллертинский так написал о премьере 1935 года:

«Зритель видит непрерывный трёхактный дивертисмент. Каждый танец, взятый в отдельности, хорош, иные просто великолепны. Но любой из этих танцев может быть вынут из балета, показан самостоятельно на правах эстрадного номера или быть вставленным в какой-нибудь другой балет. На мой взгляд, это недостаток – отсутствие сквозной хореографической идеи».

Хореограф – постановщик нового спектакля Александр Омар принял во внимание замечание маститого критика почти вековой давности.

«Наша сквозная идея, – говорит он, – это дать потанцевать всем, кто хочет и может».

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}