115-ая годовщина со дня рождения композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

115-ая годовщина со дня рождения композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

В сентябре 2021 года отмечается 115 — ая годовщина со дня рождения одного из самых знаменитых композиторов 20 века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

В пятом сентябрьском номере журнала «Темные аллеи» в связи с юбилеем опубликована статья Виктории Дьяковой о композиторе «Будь Шостакович жив, он бы отпраздновал юбилей с пельменями!»


Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Прадед композитора по отцовской линии служил ветеринарным врачом в провинции. Дмитрий Болеславович, отец композитора, был инженером-химиком. В середине 90х годов 19 века он приехал в Санкт-Петербург и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. По окончании учебы в 1900 году он был принят на работу в Палату мер и весов, созданную незадолго до того Д.И. Менделеевым. Карьера его складывалась успешно, но Дмитрий Болеславович принял участие в революционной борьбе – он шел в рядах протестующих 9 января 1905 гола, а позже в его квартире печатали прокламации.

Музыку в семье Шостаковичей любили все. На почве этого интереса Дмитрий Болеславович познакомился с юной Софьей Кокоулиной, будущей супругой. Дед Дмитрия Дмитриевича по материнской линии Василий Какоулин также родился в Сибири. Он был управляющим приисковой конторой на «золотых рудниках». Очень внимательно относился к нуждам работников – ввел страхование и медицинское обслуживание работников, выстроил теплые бараки. Его супруга Александра Петровна Кокоулина открыла школу для детей рабочих, а также организовала самодеятельный оркестр известный во всей Сибири.

Софья Васильевна была младшей дочерью в семье. Она увлекалась игрой на фортепиано. Обучалась под руководством матери и в Иркутском институте благородных девиц. По окончании поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию. Брат Софьи Яков поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, где и познакомился со своим земляком Дмитрием Шостаковичем. Дмитрий Болеславович хорошо пел, и как превосходного певца Яков представил друга Софье. Они полюбили друг друга с первого взгляда. И в феврале 1908 года состоялась свадьба. После консерватории Софья Васильевна давала уроки игры на фортепиано для начинающих. К моменту рождения Дмитрия в семье уже подрастала старшая дочь Мария, которая стала известной пианисткой, а после него родилась еще одна дочь Зоя. Она стала ветеринаром. Все дети обладали музыкальными способностями, и часто устраивали дома концерты.

В 1916 году Дмитрия отдали в коммерческую гимназию Марии Шидловской, параллельно он посещал частную музыкальную школу Игнатия Гляссера. Там Шостакович научился отменно играть на пианино, но искусство композиции ему пришлось постигать самостоятельно.
Гляссер был талантливым педагогом, он изобрел собственную систему обучения и тренинга, которая называлась «Трели как основа фортепианной техники», развивал теорию преподавания, так что пользовался популярностью, и ученики выстраивались в очередь на поступление в его школу. Однако как человек он показался Диме заносчивым, самовлюбленным и скучным. Шостакович проучился у Гляссера три года и бросил школу. Хотя мама настаивала на продолжении обучения. Но Дмитрий проявил твердость. К Гляссеру он больше не пошел.

Началом творческой биографии Дмитрия Дмитриевича можно считать небольшую траурную зарисовку, написанную под впечатлением ужасной картины, которую юноше пришлось увидеть собственными глазами. В революционной смуте Шостакович увидел, как казак саблей разрубил ребенка, и это настолько поразило чуткую душу будущего композитора, что он помнил об этой сцене всю жизнь, и написал первое сочинение – траурный марш.

В 1919 году, когда ему было всего 13 лет, Дмитрий поступил в Петроградскую консерваторию. Сначала по классу фортепиано, затем – на композиторский факультет. Уже на первом курсе он закончил работу над первым оркестровым сочинением – скерцо fis-moll. Спустя год Шостакович — уже автор произведений для фортепиано «Три фантастических танца» и «Две басни Крылова». Он знакомится с Борисом Асафьевым, Владимиром Щербачевым, они много говорят о музыке.

В послереволюционном Петрограде пайки были скудные – Дмитрий никогда не наедался досыта. Семья очень бедствовала, особенно это стало явным после смерти отца. Зимой отопление в аудиториях отсутствовало. Многие знакомые Шостаковича болели, и даже умирали. «Я был настолько слаб, что даже не пытался ездить на учебу на трамвае, — вспоминал позднее Дмитрий Дмитриевич, — Не было сил протискиваться в переполненный вагон. Ходил в консерваторию пешком».

Чтобы помочь семье Дмитрий решил искать работу. И вскоре его приняли тапером в кинотеатр «Светлая лента». Он относился к работе с отвращением, платили мало, но приходилось терпеть из-за денег. К тому же когда пришло время получать жалование, выяснилось, что хозяин кинотеатра вовсе не намерен платить юноше. Он начал убеждать Дмитрия, что искусство должно быть превыше всего, а материальная сторона не имеет значения. Часть заработанных денег Дмитрий все-таки выпросил, за остальным надо было обращаться в суд, но Шостакович не стал тратить время.

В 1925 году он получил диплом об окончании консерватории по классу фортепиано, а в 1925 году – по классу композиции. В качестве дипломной работы Дмитрий Дмитриевич представил Симфонию № 1, которую исполнили в Ленинграде в 1926 году. Дирижер и композитор Бруно Вальтер попросил Шостаковича прислать партитуру симфонии ему в Берлин. Симфония принесла молодому композитору всемирную славу. Вскоре музыка Шостаковича уже звучала в Берлине, в Париже, в США. «Ошиблись те, кто принял его Первую симфонию за юношески беззаботную, жизнерадостную, — отмечал кинорежиссер Лео Арнштам, — Это произведение исполнено такого человеческого драматизма, что даже странно представить себе, что 19-летний мальчик прожил такую жизнь…Ее играли всюду. Не было такой страны, в которой симфония не прозвучала бы вскоре после того, как она появилась».

В 1932 году Шостакович стал автором оперы «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименному произведению Н. Лескова. Опера была поставлена в Ленинграде в 1934 году. Сначала произведение было принято с восторгом. Но просуществовав только один сезон, тут же подверглось разгрому в печати – музыка Шостаковича не понравилась Сталину, и он назвал ее «непонятной для народа».
Провал оперы совпал с переживаниями в личной жизни композитора. Всегда робкий с женщинами Шостакович так и не нашел в себе смелости сделать предложение девушке, в которую влюбился еще студентом, Татьяне Гливенко, и она вышла замуж за другого.
С Татьяной Гливенко Шостакович познакомился в санатории, куда попал из-за туберкулеза, развившегося после смерти отца в 1922 году. Они довольно долго общались, но исключительно платонически, и в конце концов девушка разочаровалась.

Переживаниям Шостаковича положила конец встреча с Ниной Вазар. Про Нину Васильевну современники говорили, что это была «золотая женщина» — с золотыми волосами и «золотым» переливчатым смехом. Она имела очень редкую для того времени специальность – астрофизик, и занималась космическими ливнями. «Когда она смеется, кажется, что кто-то неосторожно встряхнул драгоценную хрустальную люстру», — записал Шостакович о Нине после первой встречи.

Кроме внешней привлекательности, Нина обладала и другими очень важными для Дмитрия качествами – она имела спокойный, рассудительный нрав и твердый стержень внутри. Спустя короткое время знакомства, Шостакович женился на Нине. Они прожили вместе двадцать лет – во взаимопонимании и счастье.

Нина взяла на себя все бытовые проблемы Шостаковича. Она вела счета, общалась с толпами поклонниц, принимала охапки цветов, старалась, чтобы никто не беспокоил композитора. Оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Шостакович посвятил Ниточке, как он называл жену. Тем тяжелее он переживал провал премьеры. Когда на Шостаковича обрушился вал критики, Нита оказалась единственной опорой для Дмитрия Дмитриевича. Она пошла работать в институт Петра Капицы. И несмотря на запрет иметь детей из-за больных почек подарила композитору двух прекрасных малышей – дочь Галину и сына Максима.

Гонения на Шостаковича пошли на спад после премьеры Пятой симфонии. Это произведение было написано в традиционной форме и в отличие от предыдущих не имело авангардистких тенденций. Привычные слуху и взгляду четыре части – сонатная форма первой, скерцо, адажио, финал с внешне триумфальным концом. Это произведение понравилось Сталину. И на страницах «Правды» он прокомментировал его фразой, которую тут же стали повторять все критики: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». В 1937 году Шостакович получил возможность вести класс композиции в Ленипградской консерватории. В 1939 году он стал профессором.

Седьмая «Ленинградская» симфония принесла композитору заслуженное признание, как в СССР, так и во многих других странах. После победы Дмитрий Дмитриевич создает еще одну симфонию, посвященную подвигу народа – Девятую и представляет ее 3 ноября 1945 года в Ленинграде.

Симфрния задумывалась как гимн победе над нацисткой Германией. Еще в октябре 1943 года, только начав работу, композитор объявил, что симфония будет большой композицией для оркестра, солистов и хора – своеобразным аналогом последней симфонии Бетховена, также носившей девятый номер. Симфония была окончена 30 августа 1945 года и оказалась совершенно иной, нежели та, что задумывалась первоначально. Настроение симфонии оказалось не пафосным и величественным, а преимущественно приподнято-беззаботным. Сам композитор назвал свое новое произведение «вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее». Симфония выдвигалась на Сталинскую премию в 1946 году, но в 1948 году была запрещена, как и некоторые другие произведения композитора.

В 1948 году начались новые гонения на Шостаковича. Музыку композитора снова отнесли к разряду «чуждых советскому народу», а сам композитор попал в опалу вместе с Прокофьевым и Хачатуряном. Дмитрия Дмитриевича уволили из консерватории, уже московской, лишили профессорского звания. Обвинения были отнюдь не новые – «формализм», «буржуазное декадентство», «пресмыкание перед Западом». «В 1948 году, придя в Консерваторию, мы увидели на доске приказ: «Шостакович Д.Д. более не является профессором по композиции в связи с несоответствием профессорской квалификации», — вспоминал Мстислав Ростропович. – Такого унижения я никогда не испытывал».

Гонения в творчестве снова совпали с трагическими обстоятельствами в личной жизни Дмитрия Дмитриевича. Тяжело заболела любимая Ниточка. «Мама была для нас всем, — вспоминал Максим Шостакович. – Она обеспечивала все, все держала в руках».
В 1950 году Шостаковича направили в составе советской делегации в США. Вернувшись, он обнаружил, что платья, купленные любимой жене по обычному размеру вдруг стали велики – Нита сильно похудела. И продолжала худеть. Дмитрий Дмитриевич настоял на обследовании. Нита легла в больницу, после обследования получила заключение, что она полностью здорова. Сразу же после этого она уехала на конференцию физиков в Армению, где случилось непоправимая беда.

После одного из ужинов Ниту отвезли в больницу со страшными болями. Ее оперировали лучшие хирурги Армении. Шостакович с сыном Максимом немедленно вылетели в Ереван. Они застали Ниту живой. «Как прекрасно, что операция уже позади!» — все, что успела сказать Нита своим любимым мужу и сыну. И скончалась с улыбкой на губах, как будто заснула. Оказалось, у Ниты был рак кишечника, который врачи не увидели. Устранив непроходимость, задели опухоль, и конец наступил быстро. В Москву Ниту Шостакович доставили в цинковом гробу, прощание проходило в квартире композитора. Похоронили Ниту на Новодевичьем кладбище. Было морозно. «Давайте просто разойдемся, — попросил Шостакович присутствующих. – Не будем ничего говорить».

После смерти жены Дмитрий Дмитриевич впал в мрачную депрессию. Гонения властьимущих на композитора постепенно утихли, но это совсем не радовало. В 50х годах Дмитрий Шостакович участвовал как член жюри в Конкурсе имени Баха в Лейпциге. «Музыкальный гений Баха мне особенно близок, признавался он. – Мимо него невозможно пройти равнодушно. Каждый день я играю одно из его произведений. Это моя насущная потребность. Постоянный контакт с музыкой Баха дает мне чрезвычайно много».

В 1957 году Дмитрия Дмитриевича избрали секретарем Союза композиторов СССР, в 1968 году – первым секретарем Союза композиторов РСФСР. Он был очень известен и уважаем в эти годы. Анна Ахматова подарила композитору свою книгу с посвящением: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».

Совершенно беспомощный в быту, Дмитрий Дмитриевич нуждался в постоянной заботе. Он ненадолго связал себя узами брака с молодой сотрудницей ЦК ВЛКСМ Маргаритой Крайновой. Однако интересы их совершенно не совпадали, стало ясно, что решение было поспешным, и пара подала на развод.

В 1962 году композитор женился в третий раз. На этот раз его избранницей стала Ирина Супинская. Она работала редактором в издательстве «Советский композитор». Ее отец был репрессированный этнограф Антон Супинский. Мать умерла, когда Ирине исполнилось пять лет.

Ирина воспитывалась у родственницы со стороны матери. Она пережила блокаду и побывала в детском доме. Для Ирины Антоновны предложение композитора оказалось неожиданным, а решение очень сложным. Она была замужем, кроме того, Шостакович был всемирно известной фигурой, и она боялась, что ее обвинят в корысти.

Однако Шостакович был болен, одинок, и Ирина знала об этом. Их знакомство длилось шесть лет. Первая встреча состоялась, когда Ирина редактировала либретто оперетты Шостаковича «Москва. Черемушки». Но по-настоящему они сблизились случайно, на концерте пленума Союза композиторов, куда девушка должна была пойти с музыковедом Львом Лебединским. Накануне концерта он сообщил, что не сможет пойти, и попросил Шостаковича провести на концерт Ирину. Они сидели в ряду совершенно одни. Ирина чувствовала себя неуютно под взглядами коллег Шостаковича. После концерта Шостакович проводил Ирину домой, на этом, как казалось, знакомство закончилось. Вскоре Ирина узнала, что композитор попал в больницу со сломанной ногой. Выздоровление шло очень тяжело. Ирина сочувствовала Дмитрию Дмитриевичу и частенько навещала его в больнице. После выписки Дмитрий Дмитриевич пригласил Ирину в гости, а во время второго визита сделал девушке предложение. Ирина рассердилась, и отвергла предложение, отказавшись дальше встречаться. Дмитрий Дмитриевич был очень огорчен. Они не виделись целый год, но судьба снова свела их – случайно. Ирина уже не могла отказаться от встреч с Дмитрием Дмитриевичем, ее привлекал его талант, его обаяние.

Шостакович поставил девушке ультиматум, либо она уходит от мужа к нему, либо они навсегда расстаются. Ирина вернулась домой, объяснилась с супругом, собрала в чемоданчик нехитрые пожитки и приехала к Дмитрию Шостаковичу. В 1962 году Дмитрий Шостакович и Ирина Супинская стали мужем и женой.

Как и когда-то Нина Ирина Антоновна взвалила на себя все бытовые проблемы композитора, предоставив ему заниматься творчеством. Однако сочинять становилось все труднее, композитор болел – так, что иногда и несколько минут не мог держать ручку, чтобы записывать ноты. Лучшие врачи осматривали Шостаковича, но не могли поставить диагноз. Оказалось – боковой амиотрофический склероз. Дмитрий Дмитриевич лечился к Америке, в Кургане у доктора Илизарова по его методике. Но помогало ненадолго. Шостакович старательно выполнял все предписания врачей – занимался специальной зарядкой, пил лекарства по графику.

Единственной отдушиной оставались походы на концерты с женой. Еще до брака с Шостаковичем, Ирина Антоновна знала о его болезни, но это ее не остановило. До конца дней она трогательно заботилась о композиторе, помогала, оберегала. Она мгновенно приняла все жизненные правила Шостаковича, и ни в чем не возражала.

Летом 1975 года Дмитрий Дмитриевич и Ирина Антоновна поехали на концерт в Ленинград. В его программу включили романс Шостаковича, и композитор очень хотел его услышать. Узнав, что в зале сам Шостакович, исполнитель от волнения не мог вспомнить начало, возникла неловкая пауза. Шостакович сильно разнервничался. Вернувшись домой, Ирина Антоновна вызвала композитору скорую. У Шостаковича диагностировали инфаркт и срочно госпитализировали.

Дмитрий Дмитриевич пришел в себя, и настроение его улучшилось. В день смерти он собирался смотреть с супругой футбольный матч по телевизору в больнице. Композитор попросил Ирину принести почту. Она отсутствовала совсем недолго, но когда вернулась, Шостакович …скончался. Сердце композитора остановилось 9 августа 1975 года.

Похоронили Дмитрия Дмитриевича на Новодевичьем кладбище рядом с любимой Ниточкой, как он и завещал. Несмотря на горечь утраты, Ирина Антоновна сразу же решила для себя, что посвятит остаток дней «служению музыке Дмитрия Дмитриевича». Она создала международную ассоциацию Шостаковича в Париже, открыла нотное издательство в Москве.

Все годы после смерти композитора Ирина Антоновна отдает себя творческому наследию супруга, продвижению его музыки, помощи молодым талантам Интервью дает неохотно, но иногда делает исключения. На вопрос корреспондента к столетнему юбилею композитора, как он отмечал день рождения, Ирина Антоновна рассмеялась.

Дмитрий Шостакович с первой женой Ниной Вазар

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}