В январе 2024 года в газете «Литературная Россия» опубликована статья Виктории Дьяковой, посвященная премьере в Мариинском театре оперы Лео Делиба «Лакме» в постановке Сергея Новикова

В январе 2024 года в газете «Литературная Россия» опубликована статья Виктории Дьяковой, посвященная премьере в Мариинском театре оперы Лео Делиба «Лакме» в постановке Сергея Новикова

«Лакме» не так уж часто можно встретить в афишах мировых театров, куда чаще зритель сталкивается с балетными шедеврами французского композитора – «Коппелия», «Сильвия». Опера, однако, очень популярна во Франции, где она была впервые поставлена в 1883 году на сцене «Опера комик». С тех пор на родной сцене «Лакме» шла более двух тысяч раз. В разные годы партию главной героини, – дочери индийского жреца Нилаканты, – исполняли такие известные обладательницы сопрано, как Аделина Патти, Марчелла Зембрих, Луиза Тетраццини. Но наибольшим успехом пользовалась американка из Бруклина Мария ван Зандт, которая исполнила партию Лакме столь проникновенно и страстно, что надолго её имя стало ассоциироваться с этим образом.

История написания оперы началась вполне тривиально – с коммерческого заказа, который в 1881 году получил от театра «Опера комик» Лео Делиб, в то время уже европейски известный композитор, автор четырёх опер, множества оперетт и четырёх балетов.

Сочинение оперы заняло у Делиба почти год. В октябре 1882 года, уже во время начавшихся репетиций, он оркестровал оперу. Премьера 14 апреля 1883 года была тепло принята публикой. На русской сцене «Лакме» увидела свет 6 декабря 1884 года. Опера была поставлена в Мариинском театре силами Императорской итальянской оперы и имела большой успех. Партию Лакме под гром аплодисментов исполнила легендарная Мария ван Зандт. Дирижировал Энрико Модесто Бевиньяни. Позднее постановки возобновлялись в 1903, в 1916 и в 1931 годах. Партию Лакме исполняли артистка «Оперы комик» Ивонн де Тревиль и русская звезда Антонина Нежданова, в роли Джеральда выступал Леонид Собинов, а партию Нилаканты пел Фёдор Шаляпин.

В советское время опера ушла из репертуара Кировского тогда театра. Вновь появилась она в июле 2021 года. Театр показал новое прочтение «Лакме» – на французском языке в постановке французского режиссёра и художника по костюмам Изабель Парсьо-Пьери. Великолепное, феерически красочное действие. Опера была показана в полусценическом исполнении, то есть с минимум декораций, но в костюмах. Действие, согласно либретто, происходило в Индии.

И вот в 241-м сезоне – ещё одна, уже полномасштабная постановка. Накануне Нового года любимый театр сделал великолепный подарок зрителям. Опера «Лакме» в трёх действиях поставлена совместно с Красноярским государственным театром оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского. Режиссёр-постановщик Сергей Новиков перенёс события из Британской Индии в современность.

В новой редакции «Лакме» на сцене – индийский культурный центр, который находится в центре огромного мегаполиса. Это место притяжения для проживающих в метрополии индусов, но для властей – постоянная причина для раздражения. Центр занимает дорогостоящий участок земли, который можно было бы с выгодой продать. Губернатор и его помощники намереваются сломать храмы, возведённые индусами, уничтожить их богов, как собственно и двести с лишним лет назад поступали колонизаторы в Индии. А на месте культурного центра построить новый квартал жилых домов.

Центральная идея новой постановки, как мне представляется, состоит в том, что времена меняются, меняются костюмы людей, но противостояние между метрополией и колониями не исчерпало себя в предыдущие века. В наши дни оно разгорается с новой силой. Очень часто в больших городах культурные анклавы не имеют возможности выжить – жажда наживы, которая правит властями, уничтожает их.

Трудно конкурировать с легендой, которой является Мария ван Зандт, но молодое дарование из Красноярска, выпускница Красноярской академии музыки и театра, Кристина Гонца, на мой взгляд, прекрасно справилась с этой задачей. Мне посчастливилось услышать Кристину в постановке Изабель Парсьо-Пьери в 2021 году. И вот – новая волнительная встреча.

«Я училась в Красноярске и работала там два года в стажёрской группе, – поделилась Кристина. – Красноярск для меня – это место силы, там моя педагог, моя школа. Так сложилось, что в последнее время мы тесно сотрудничаем с культурой Красноярска. Спектакль “Лакме” получился объединением двух театров в одной постановке. Я очень этому рада, что мы можем иметь такой опыт, и что другие города могут услышать разные прочтения партий и ролей».

О своей героине Кристина отозвалась так:

«Лакме очень мудра. Она знает, что ждёт её впереди. Она знает, что никогда не будет вместе с возлюбленным – они слишком разные. И она просто не может. Она воспитывалась по-другому. Она является полубогиней, проводником между миром живых и миром, который ждёт после смерти. И она говорит Джеральду, что мы будем вместе там, в другом мире…Там мы можем быть вместе, а здесь… к сожалению, нет. Её вера, её преданность народу, богам не позволяет ей нарушить целостность того мира, в котором они живут».

«Партнёры по спектаклю у меня замечательные, – отметила Кристина Гонца. – Я люблю своих коллег, они все уникальны. Кажется, наш состав был подобран специально для меня. С Андреем Серовым – Нилаканта мы очень тесно связаны во французской музыке. Мы вместе поём «Пеллеас и Мелизанду», где я его сын. И партнёрство наше достигло полного взаимопонимания как отношения родителя и ребёнка. Денис Закиров – замечательный партнёр, чуткий, артистичный, яркий, всегда поддержит любую эмоцию и энергию. Дарья Рябоконь (Маллика) будто создана для звучания в дуэте. Голоса сливаются очень удачно, и мне всегда с ней комфортно, от неё исходит доброта. Замечательный дирижёр – Кристиан Кнапп. Он замечательно поддерживает, чутко слушает всегда, отдаёт нам свою энергию и ловит нашу.

Время многое расставляет по местам, возвращая порой зрителям затерянные в его лабиринтах шедевры. Опера «Лакме», по признанию специалистов, лучшее произведение Делиба, получила одно из самых блестящих воплощений на сцене Мариинского театра в этом сезоне и стала одним из ярких финальных аккордов 2023 года. Хочется от души поздравить Мариинский с чудесной новой работой и пожелать прекрасной «Лакме» долгой сценической жизни, а зрителям – новых премьер в любимом театре.

Маллика – Дарья Рябоконь, Лакме – Кристина Гонца
div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://www.marenn.ru/wp-content/uploads/2018/10/knigi_millionerov-dark-2-1-e1539862714192.jpg);background-color: transparent;background-size: cover;background-position: center bottom;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 220px;}